Социальная философия. Иванов В.В. - 12 стр.

UptoLike

Составители: 

12
ра, о его продуктивно-активной силе воздействия на ход истории, особенно в
периоды ее крутых поворотов, таких, например, как нынешние реформы раз-
личных сторон жизни нашего общества.
Одной из основных проблем философии истории является проблема
типологии истории. Начиная с XIX века, многие философы, социологи и ис-
торики, обращаясь к опыту прошлого и исследуя тенденции настоящего, пы-
тались создать свои модели периодизации истории.
Наиболее известными в настоящее время являются формационный и
цивилизационный подходы к пониманию исторического процесса.
Авторство теории общественно-исторических формаций принадлежит
К. Марксу, позднее эта теория находит отражение в трудах М. Вебера, а так-
же в идеологии социал-демократического движения.
Центральным понятием здесь является понятие «общественно-
историческая формация» – определенный тип общества, цельная социальная
система, функционирующая на основе определенного способы производства.
Основные стадии исторического развития человеческого общества
это последовательно сменяющие друг друга формации:
1) первобытно-общинная,
2) рабовладельческая,
3) феодальная,
4) капиталистическая,
5) социалистическая (коммунистическая).
Основой формации является способ производства материальных благ,
включающий в себя производительные силы и производственные отношения.
Производственные отношения составляют экономический базис обще-
ства, который определяется уровнем развития производительных сил. Посто-
янное развитие и совершенствование производительных сил приводит к сме-
не форм собственности на средства производства и изменению базиса, кото-
рым определяется та или иная общественно-экономическая формация. Базис
определяет политическую надстройку общества, которая всегда ему соответ-
ра, о его продуктивно-активной силе воздействия на ход истории, особенно в
периоды ее крутых поворотов, таких, например, как нынешние реформы раз-
личных сторон жизни нашего общества.
     Одной из основных проблем философии истории является проблема
типологии истории. Начиная с XIX века, многие философы, социологи и ис-
торики, обращаясь к опыту прошлого и исследуя тенденции настоящего, пы-
тались создать свои модели периодизации истории.
     Наиболее известными в настоящее время являются формационный и
цивилизационный подходы к пониманию исторического процесса.
     Авторство теории общественно-исторических формаций принадлежит
К. Марксу, позднее эта теория находит отражение в трудах М. Вебера, а так-
же в идеологии социал-демократического движения.
     Центральным      понятием   здесь является    понятие   «общественно-
историческая формация» – определенный тип общества, цельная социальная
система, функционирующая на основе определенного способы производства.

     Основные стадии исторического развития человеческого общества –
это последовательно сменяющие друг друга формации:
     1) первобытно-общинная,
     2) рабовладельческая,
     3) феодальная,
     4) капиталистическая,
     5) социалистическая (коммунистическая).
     Основой формации является способ производства материальных благ,
включающий в себя производительные силы и производственные отношения.
     Производственные отношения составляют экономический базис обще-
ства, который определяется уровнем развития производительных сил. Посто-
янное развитие и совершенствование производительных сил приводит к сме-
не форм собственности на средства производства и изменению базиса, кото-
рым определяется та или иная общественно-экономическая формация. Базис
определяет политическую надстройку общества, которая всегда ему соответ-
12