Социальная философия. Иванов В.В. - 19 стр.

UptoLike

Составители: 

19
жуазной собственности на средства производства, обмена и распределения в
тот период, когда ей были свойственны в основном еще количественные из-
менения, а именно накопление и концентрация богатств в руках немногих
при относительном либо полном обнищании подавляющей части активного
населения. В период первоначального накопления капитала создавалось впе-
чатление, будто это и составляет основную тенденцию в развитии капитали-
стической собственности. Но основная тенденция выявила себя значительно
позже: глубокие внутренние качественные изменения со временем преврати-
ли собственность в сложное социальное явление, в котором главное не вла-
дение, не возможность жить за счет процентов с капитала, а распоряжение и
даже оперативное управление, приобщающее работника к творческому тру-
ду, который долгое время был привилегией узкого круга предпринимателей
(хозяев).
Роковая ошибка марксизма состоит в том, что он поставил экономиче-
скую науку на службу политике. Марксизм несет в себе два разнородных на-
чала, противоречащих одно другому, экономическую науку, предупреж-
дающую человека о тщетности и даже опасности преждевременного броска в
будущее, и политическое учение о революционном преобразовании общест-
ва, утверждающее, что насилие «это тоже экономическая сила». Поставив
науку на службу политике, Маркс оказал ей плохую услугу. Наука об обще-
стве может беспристрастно служить делу преобразования общества только
тогда, когда она не призвана служить какому бы то ни было конкретному по-
литическому движению.
Признание независимости отношений собственности от воли человека
красная нить экономического учения К. Маркса, а призыв к «деспотиче-
скому вмешательству в право собственности и в буржуазные производствен-
ные отношения» своеобразное кредо его политического учения. Две край-
ние позиции, и обе они принадлежат К. Марксу.
жуазной собственности на средства производства, обмена и распределения в
тот период, когда ей были свойственны в основном еще количественные из-
менения, а именно – накопление и концентрация богатств в руках немногих
при относительном либо полном обнищании подавляющей части активного
населения. В период первоначального накопления капитала создавалось впе-
чатление, будто это и составляет основную тенденцию в развитии капитали-
стической собственности. Но основная тенденция выявила себя значительно
позже: глубокие внутренние качественные изменения со временем преврати-
ли собственность в сложное социальное явление, в котором главное – не вла-
дение, не возможность жить за счет процентов с капитала, а распоряжение и
даже оперативное управление, приобщающее работника к творческому тру-
ду, который долгое время был привилегией узкого круга предпринимателей
(хозяев).
      Роковая ошибка марксизма состоит в том, что он поставил экономиче-
скую науку на службу политике. Марксизм несет в себе два разнородных на-
чала, противоречащих одно другому, – экономическую науку, предупреж-
дающую человека о тщетности и даже опасности преждевременного броска в
будущее, и политическое учение о революционном преобразовании общест-
ва, утверждающее, что насилие – «это тоже экономическая сила». Поставив
науку на службу политике, Маркс оказал ей плохую услугу. Наука об обще-
стве может беспристрастно служить делу преобразования общества только
тогда, когда она не призвана служить какому бы то ни было конкретному по-
литическому движению.
      Признание независимости отношений собственности от воли человека
– красная нить экономического учения К. Маркса, а призыв к «деспотиче-
скому вмешательству в право собственности и в буржуазные производствен-
ные отношения» – своеобразное кредо его политического учения. Две край-
ние позиции, и обе они принадлежат К. Марксу.




                                                                       19