Социальная философия. Иванов В.В. - 8 стр.

UptoLike

Составители: 

8
для других общественных наук, изучающих различные аспекты жизни обще-
ства.
ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ
С древних времен философы разрабатывали и разрабатывают поныне
вопрос о том, откуда и куда идет общество.
В древневосточной и ранней античной философии господствовало
представление, что общество с развитием цивилизации деградирует. Оно
идет от «золотого века» к веку «серебряному» и от него к «железному».
В эпоху античной культуры появилась еще одна трактовка историче-
ского процесса, основы которой заложил Гераклит. Его идея «пульсации» ис-
тории как вечного огня, то угасающего, то разгорающегося предшествовала
более поздней «теории круговорота». Авторами теории круговорота в разные
времена выступали Дж. Вико, Н. Данилевский, О. Шпенглер, П. Сорокин,
А. Тойнби. Суть их взглядов можно свести к следующему: человечество рас-
сматривается как ряд изолированных цивилизаций, каждая из которых под-
чиняется четкому биологическому ритму, определяющему основные этапы
ее жизни: рождение и детство, молодость и зрелость, старость и закат.
Третью группу представляют теории, рассматривающие историю как
поступательное развитие, когда общество переходит от низших форм жизни
к более совершенным. Сторонниками этой концепции выступали А. Тюрго,
И. Кант, Г. Гегель, К. Маркс. Смысл истории, по мнению авторов этого под-
хода, связывается с прогрессом человеческого разума, и история человечест-
ва движется по ступеням этого прогресса.
Вокруг проблемы прогресса ведется множество дискуссий. Так, опре-
деленная часть философов признает прогресс в экономической, политиче-
ской, научной сферах жизни, но оспаривает поступательное развитие в об-
ласти нравственной, в сфере морали, где не наблюдаются четкие критерии
морального совершенствования. Немало ученых и философов в настоящее
время испытывают разочарование в прогрессе, т.к. во второй половине
для других общественных наук, изучающих различные аспекты жизни обще-
ства.

                         ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ

        С древних времен философы разрабатывали и разрабатывают поныне
вопрос о том, откуда и куда идет общество.
        В древневосточной и ранней античной философии господствовало
представление, что общество с развитием цивилизации деградирует. Оно
идет от «золотого века» к веку «серебряному» и от него к «железному».
        В эпоху античной культуры появилась еще одна трактовка историче-
ского процесса, основы которой заложил Гераклит. Его идея «пульсации» ис-
тории как вечного огня, то угасающего, то разгорающегося предшествовала
более поздней «теории круговорота». Авторами теории круговорота в разные
времена выступали Дж. Вико, Н. Данилевский, О. Шпенглер, П. Сорокин,
А. Тойнби. Суть их взглядов можно свести к следующему: человечество рас-
сматривается как ряд изолированных цивилизаций, каждая из которых под-
чиняется четкому биологическому ритму, определяющему основные этапы
ее жизни: рождение и детство, молодость и зрелость, старость и закат.
        Третью группу представляют теории, рассматривающие историю как
поступательное развитие, когда общество переходит от низших форм жизни
к более совершенным. Сторонниками этой концепции выступали А. Тюрго,
И. Кант, Г. Гегель, К. Маркс. Смысл истории, по мнению авторов этого под-
хода, связывается с прогрессом человеческого разума, и история человечест-
ва движется по ступеням этого прогресса.
        Вокруг проблемы прогресса ведется множество дискуссий. Так, опре-
деленная часть философов признает прогресс в экономической, политиче-
ской, научной сферах жизни, но оспаривает поступательное развитие в об-
ласти нравственной, в сфере морали, где не наблюдаются четкие критерии
морального совершенствования. Немало ученых и философов в настоящее
время испытывают разочарование в прогрессе, т.к. во второй половине

8