Политическое лидерство. Калашникова С.М. - 8 стр.

UptoLike

Составители: 

8
суса, Мухаммеда, Жана Кальвина и др. Согласно легендам и историческим
фактам они осуществляли , как правило , мессианскую деятельность. По своей сути
это была одинокая, драматическая личность, которая мобилизовывала и вооду-
шевляла массы на познание новых целей и ценностей . Именно они были облечены
абсолютным авторитетом и становятся прототипом идеального лидера.
Концептуально - исторические истоки это теории политического лидерства,
сформированные в период античности . Историки Геродот, Фукидид и Плутарх в
своих произведениях уделили политическим лидерам главное внимание. Они рас-
сматривали легендарных героев, монархов, полководцев, в качестве творцов исто-
рии. На Востоке господствовала патерналистская концепция власти , основанная
на принципах добродетели , нравственных начал и ответственности правителя пе-
ред Богом . Впервые говорится о политике как искусстве сохранения и приумно-
жения богатства и власти , где конечная цель общее благо народа.
Философские истоки теорий политического лидерства можно найти у Платона
и Аристотеля. В Древней Греции идеальная модель государства была основана на
абсолютном превосходстве класса управляющих. Государственное управление, по
Платону , должно было осуществляться только аристократами, получившими спе-
циальное образование и воспитание.
Социально - исторические истоки составляют взгляды Н. Макиавелли , в кото-
рых раскрыт секрет управления государством наличие сильного лидера. Чтобы
осуществить свои замыслы , он должен обдумывать великие дела и создавать себе
славу великого человека. Об уме правителя судят по тому, каких людей он к себе
приближает, поэтому нужны специалисты и профессионалы . О действиях госуда-
ря судят по результату . Поэтому пусть государи стараются сохранить власть и
одержать победу, какие бы средства для этого ни употреблять.
Революции XVIII-XX веков деперсонализировали концепцию авторитета.
Власть стала предписываться и определяться конституцией и законами. Властью
облекалась не личность, а должность; произвольное проявление власти должно
было быть пресечено . В результате были установлены границы персонального
влияния, и твердо насаждалась институциализация власти . Дж. Локк. Ж .-Ж . Руссо ,
Ш . Монтескье сделали акцент на правовой теории, развивая идеи сильной власти ,
общественного договора и разделения властей .
Еще одним важным фактором , изменившим концепцию лидерства, стали от-
крытия, сделанные в психологии на рубеже XIX-XX веков, когда преобладали ис-
следования сферы бессознательного и личностных черт характера лидера. Сле-
дующим шагом явилось создание теории о непостоянстве человеческого поведе-
ния, которая затем приняла форму теории социального взаимодействия. Лидерст-
во воспринимается, изучается теперь не как фиксация черт и атрибутов, присущих
некоторым индивидам , а как роль, которая удовлетворяет взаимные ожидания ли -
деров и их последователей .
В XIX веке проблема лидерства рассматривалась в нескольких ракурсах : в
рамках теории «героя и толпы» Т . Карлейля , субъективной социологической шко-
                                              8
су са, М у хам м ед а, Ж ана К альви на и д р. Согласно легенд ам и и стори чески м
ф актам они осу щ ествляли , как прави ло, м есси анску ю д еятельность. По своей су ти
э то бы ла од и нокая, д рам ати ческаяли чность, котораям оби ли зовы вала и воод у -
ш евлялам ассы напознани еновы х ц елей и ц енностей. И м енно они бы ли облечены
абсолю тны м автори тетом и становятсяпрототи пом и д еального ли д ера.
     К онц епту ально-и стори чески е и стоки – э то теори и поли ти ческого ли д ерства,
сф орм и рованны е в пери од анти чности . И стори ки Герод от, Ф у ки д и д и Плу тарх в
свои х прои звед ени ях у д ели ли поли ти чески м ли д ерам главное вни м ани е. О ни рас-
см атри вали легенд арны х героев, м онархов, полковод ц ев, в качестветворц ов и сто-
ри и . Н а В остоке господ ствовала патернали стскаяконц епц и явласти , основанная
на при нц и пах д оброд етели , нравственны х начали ответственности прави теляпе-
ред Богом . В первы е говори тсяо поли ти ке как и ску сстве сохранени яи при у м но-
ж ени ябогатстваи власти , гд еконечнаяц ель– общ ееблаго народ а.
     Ф и лософ ски е и стоки теори й поли ти ческого ли д ерства м ож но найти у Платона
и А ри стотеля. В Д ревней Грец и и и д еальнаям од ель госу д арства бы ла основана на
абсолю тном превосход стве класса у правляю щ и х. Госу д арственное у правлени е, по
Платону , д олж но бы ло осу щ ествлятьсятолько ари стократам и , полу чи вш и м и спе-
ц и альноеобразовани еи воспи тани е.
     Соц и ально-и стори чески е и стоки составляю т взгляд ы Н . М аки авелли , в кото-
ры х раскры т секрет у правлени ягосу д арством – нали чи е си льного ли д ера. Чтобы
осу щ естви ть свои зам ы слы , он д олж ен обд у м ы вать вели ки е д ела и созд авать себе
славу вели кого человека. О б у м е прави телясу д ят по том у , каки х лю д ей он к себе
при бли ж ает, поэ том у ну ж ны спец и али сты и проф есси оналы . О д ействи ях госу д а-
рясу д ят по резу льтату . Поэ том у пу сть госу д ари стараю тсясохрани ть власть и
од ерж атьпобед у , каки ебы сред ствад ляэ того ни у потреблять.
     Револю ц и и XVIII-XX веков д еперсонали зи ровали конц епц и ю автори тета.
В ласть стала пред пи сы ватьсяи опред елятьсяконсти ту ц и ей и законам и . В ластью
облекалась не ли чность, а д олж ность; прои звольное проявлени е власти д олж но
бы ло бы ть пресечено. В резу льтате бы ли у становлены грани ц ы персонального
вли яни я, и тверд о насаж д аласьи нсти ту ц и али зац и явласти . Д ж . Локк. Ж .-Ж . Ру ссо,
Ш . М онтескье сд елали акц ент на правовой теори и , разви ваяи д еи си льной власти ,
общ ественного д оговораи разд елени явластей.
     Е щ е од ни м важ ны м ф актором , и зм ени вш и м конц епц и ю ли д ерства, стали от-
кры ти я, сд еланны е в пси хологи и на ру беж е XIX-XX веков, когд а преоблад али и с-
след овани ясф еры бессознательного и ли чностны х черт характера ли д ера. Сле-
д у ю щ и м ш агом яви лось созд ани е теори и о непостоянстве человеческого повед е-
ни я, котораязатем при няла ф орм у теори и соц и ального взаи м од ействи я. Ли д ерст-
во воспри ни м ается, и зу чаетсятеперьнекак ф и ксац и ячерт и атри бу тов, при су щ и х
некоторы м и нд и ви д ам , а как роль, котораяу д овлетворяет взаи м ны е ож и д ани яли -
д ерови и х послед ователей.
     В XIX веке проблем а ли д ерства рассм атри валась в нескольки х раку рсах: в
рам ках теори и « герояи толпы » Т . К арлейля, су бъекти вной соц и ологи ческой ш ко-