ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
10
Однако в 1922 г. развитие социологии было прервано, сама наука была
запрещена, а ученые-социологи - высланы из страны . Возрождение социо -
логии началось только в 1970-е годы , а в вузы она вошла - в 1990-е годы . К
настоящему времени эта наука достаточно мощно вновь развивается и в
России.
Раздел III. Социальные системы.
Ответ на следующие вопросы должен строиться на основных теорети -
ческих методах социологии, то есть сначала нужно дать определение ос-
новных понятий , затем раскрыть структуру, функции и типы анализируе -
мого явления, а в конце - сравнительно-историческую характеристику.
1. (6) Общество как социокультурная система: понятие , признаки,
структура , типы .
Общество – это исторически сложившаяся и развивающаяся совокуп -
ность отношений между индивидами в процессе их совместной жизнедея -
тельности . Основные признаки общества : общность территории, целост-
ность и устойчивость, самовоспроизводство , самообеспеченность, саморе-
гулируемость, наличие норм и ценностей .
Структуру общества составляют: 1 – социальные общности и группы ,
2 – социальные организации и институты , 3 – нормы и ценности .
Источник развития общества – инновационная энергия людей . Функ-
ционирование общества – это его постоянное самовоспроизводство на ос-
нове социализации, институциализации и легитимации. Алгоритм разви -
тия общества : инновация - нарушение равновесия (шок) - бифуркация
(разделение) - флуктуация (отклонения, колебания ) – новое общество .
Функции общества : 1 – создание условий для удовлетворения разно-
образных потребностей индивидов, 2 – предоставление индивидам воз-
можностей для самореализации.
Типы общества. I - по способам производства общества делятся на
первобытнообщинные, рабовладельческие, феодальные, капиталистиче-
ские, коммунистические (теория К . Маркса); II - по цивилизационному
критерию : на традиционные (доиндустриальные), индустриальные, по -
стиндустриальные; III – по политическому основанию : на демократиче-
ские, авторитарные, тоталитарные; IV – по религиозному критерию : на
христианские (католические, протестантские, православные), мусульман -
ские, буддистские, иудейские и пр. Возможны и другие основания типоло -
гизации общества.
Основные закономерности развития общественных систем : 1 – уско -
рение истории, 2 – уплотнение исторического времени, 3 – неравномер -
ность развития , 4 – возрастание роли субъективного фактора.
10 О дн ако в 1922 г. развитие социологии б ы ло прерван о, сама н аука б ы ла запрещ ен а, а учен ы е-со циологи - вы слан ы из стран ы . В озрожден ие социо - логии н ачалосьтолько в 1970-е годы , а в вузы он а вош ла - в 1990-егоды . К н астоящ ему времен и эта н аука достато чн о мощ н о вн овь развивается и в Р о ссии. Раздел III. Социальныесистемы. О твет н а следую щ ие вопросы до лжен строиться н а осн овн ы х тео рети- ческих методах со циологии, то есть сн ачала н ужн о дать определен ие ос- н о вн ы х пон ятий , затем раскры ть структуру, фун кции и типы ан ализируе- мого явлен ия, а в кон це - сравн ительн о -историческую характеристику. 1. (6) О б щ ество как социоку льту рная система: поня тие, признаки, стру кту ра, типы. О б щ ество – это исторически сложивш аяся и развиваю щ аяся совокуп- н о сть отн ош ен ий между ин дивидами в про цессе их со вместн ой жизн едея- тельн ости. О сн овн ы е признакиоб щ ества: об щ н ость террито рии, целост- н о сть и усто й чивость, самовоспроизводство, само об еспечен н ость, саморе- гулируемо сть, н аличиен орм и цен н остей . Стру кту ру об щ ества составляю т: 1 – социальн ы е об щ н ости и группы , 2 – социальн ы е орган изации и ин ституты , 3 – н ормы и цен н ости. И сточн ик развития об щ ества – ин н овацио н н ая эн ергия лю дей . Ф ун к- цион ирован ие об щ ества – это его постоян н ое самовоспроизводство н а ос- н о ве социализации, ин ституциализации и легитимации. А лгоритм разви- тия об щ ества: ин н овация - н аруш ен ие равн овесия (ш ок) - б ифуркация (разделен ие) - флуктуация (откло н ен ия, колеб ан ия) – н овое об щ ество. Ф у нкцииоб щ ества: 1 – создан ие условий для удовлетворен ия разн о - об разн ы х потреб н остей ин дивидов, 2 – предоставлен ие ин дивидам воз- можн остей для самореализации. Т ипы об щ ества. I - по способ ам про изводства об щ ества делятся н а первоб ы тн о об щ ин н ы е, раб овладельческие, феодальн ы е, капиталистиче- ские, коммун истические (теория К . М аркса); II - по цивилизацио н н ому критерию : н а традицио н н ы е (доин дустриальн ы е), ин дустриальн ы е, по - стин дустриальн ы е; III – по политическому осн ован ию : н а демо кратиче- ские, авторитарн ы е, тоталитарн ы е; IV – по религиозн ому критерию : н а христиан ские (католические, протестан тские, православн ы е), мусульман - ские, б уддистские, иудей ские и пр. В озможн ы и другие осн ован ия типоло - гизации об щ ества. О сн овн ы е закономерностиразвития об щ ествен н ы х систем: 1 – уско - рен ие истории, 2 – уплотн ен ие исторического времен и, 3 – н еравн омер- н о стьразвития, 4 – возрастан иероли суб ъективн ого фактора.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 8
- 9
- 10
- 11
- 12
- …
- следующая ›
- последняя »