Социология. Калашникова С.М. - 12 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

12
требления и распределения; - проникновение науки в
материальное производство , правовых норм во все сферы жизни; - норма-
тивно-ценностная регуляция поведения людей и их взаимоотношений .
Типы цивилизаций . I К . Маркс считал, что цивилизация это период,
следующий за варварством; один из необходимых этапов исторического
процесса, который связан с воплощением достигнутого уровня духовной
культуры в системе материального производства и социальных отношени-
ях. II - по мнению Л . И . Мечникова это речная , средиземноморская , океа-
ническая цивилизации. III по мнению Н. Я . Данилевского , О . Шпенглера
и А . Тойнби цивилизация представляет собой культурно-исторические ти -
пы (теория замкнутых цивилизаций ). Ими выделено несколько (от 8 до 13)
культурных типов, каждый из которых объединяется близостью языка,
сознанием общности своей судьбы и проходит ряд фаз от бессознатель-
ного периода , через государственное установление и расцвет цивилизации
к ее упадку. IV по мнению Д . Белла, это традиционная (аграрная ), ин -
дустриальная (промышленная), и постиндустриальная (информационная )
цивилизации. V - по историческим типам цивилизации также делят на
древние, средневековые и современные.
Основные проблемы современной цивилизации это глобальные про -
блемы : войны и мира, большого разрыва в уровне развития разных стран ,
экологические, демографические, научно-технические, медицинские и др.
4. (9) Личность как система: понятие , структура , типы . Социаль-
ные проблемы личности в современных обществах .
Личность это человек, обладающий устойчивой системой социально
значимых качеств, то есть способный к общению , самостоятельной дея -
тельности и ответственности .
Важно понять: 1 - личностью не рождаются, а становятся; 2 - не каж -
дый человек (биологическое существо ) становится личностью (социаль-
ным существом); ею никогда не станут люди со значительной умственной
отсталостью .
С точки зрения социологии личность это социальная система, так как
она имеет сложную структуру. Структуру личности составляют, прежде
всего , память (система знаний , усвоенных в процессе жизненного пути ),
культура (совокупность социальных норм и ценностей , которыми личность
руководствуется в практической деятельности ) и сама деятельность (целе -
направленное воздействие субъекта на объект, практическая реализация
потребностей ).
Личность представляет собой систему и потому, что она включает в се-
бя биологические (анатомия и физиология человека), психологические
(память, характер , темперамент, способности , чувства, воля индивида ) и
социальные компоненты (те, которые приобретаются только в обществе от
других людей ).
Личность это система, так как она состоит из множества «Я» («са-
мость» , тождественность человека самому себе, на основании которой он
                                          12
треб лен ия и распределен ия; - про н икн овен ие                  н ауки       в
материальн ое про изводство, правовы х н орм во все сферы жизн и; - н орма-
тивн о-цен н остн ая регуляция поведен ия лю дей и их взаимо отн ош ен ий .
     Т ипы цивилизаций . I – К . М аркс считал, что цивилизация – это период,
следую щ ий за варварством; один из н еоб ходимы х этапов исторического
про цесса, которы й связан с во площ ен ием достигн утого уровн я духовн ой
культуры в системе материальн о го производства и со циальн ы х отн ош ен и-
ях. II - по мн ен ию Л .И . М ечн ико ва – это речн ая, средиземн оморская, океа-
н ическая цивилизации. III – по мн ен ию Н.Я . Д ан илевского, О . Ш пен глера
и А . То й н б и цивилизация представляет соб ой культурн о -исторические ти-
пы (теория замкн уты х цивилизаций ). И ми вы делен о н есколько (от8 до 13)
культурн ы х типов, кажды й из которы х об ъедин яется б лизостью язы ка,
созн ан ием об щ н ости своей судьб ы и проходит ряд фаз – от б ессозн атель-
н о го периода, через государствен н о е устан овлен ие и расцвет цивилизации
к ее упадку. IV – по мн ен ию Д . Белла, это – традицион н ая (аграрн ая), ин -
дустриальн ая (промы ш лен н ая), и постин дустриальн ая (ин формацион н ая)
цивилизации. V - по историческим типам цивилизации также делят н а
древн ие, средн евековы е и современ н ы е.
     О сн овн ы е проб лемы современ н о й цивилизации – это глоб альн ы е про -
б лемы : вой н ы и мира, б ольш ого разры ва в уровн е развития разн ы х стран ,
экологические, демографические, н аучн о -техн ические, медицин скиеи др.

    4. (9) Личность как система: поня тие, стру кту ра, типы. Социаль-
ныепроб лемы личностив современных об щ ествах.
    Личность – это человек, об ладаю щ ий устой чиво й системо й социальн о
зн ачимы х качеств, то есть спосо б н ы й к об щ ен ию , самостоятельн ой дея-
тельн ости и ответствен н ости.
    В ажн о пон ять: 1 - личн остью н е рождаю тся, а стан овятся; 2 - н е каж-
ды й человек (б иологическое сущ ество) стан овится личн остью (со циаль-
н ы м сущ ество м); ею н икогда н е стан ут лю ди со зн ачительн ой умствен н ой
отсталостью .
    С точки зрен ия социологии личн ость– это социальн ая система, так как
он а имеет сложн ую структуру. Стру кту ру личн ости составляю т, прежде
всего, память (система зн ан ий , усвоен н ы х в процессе жизн ен н ого пути),
культура (совокупн остьсоциальн ы х н орм и цен н о стей , которы ми личн ость
руководствуется в практической деятельн ости) и сама деятельн ость (целе-
н аправлен н ое воздей ствие суб ъекта н а об ъект, практическая реализация
по треб н остей ).
    Л ичн остьпредставляетсоб о й системуи потому, что он а вклю чаетв се-
б я б иологические (ан атомия и физиология чело века), психологические
(память, характер, темперамен т, способ н ости, чувства, воля ин дивида) и
со циальн ы е компон ен ты (те, кото ры е приоб ретаю тся только в об щ естве от
других лю дей ).
    Л ичн ость это система, так как он а со сто ит из мн ожества « Я » (« са-
мость», тождествен н ость человека самому себ е, н а о сн ован ии которой о н