ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
6
дустриального общества, накоплением большого количества повторяю -
щихся, но не объясненных фактов, а также с открытиями в других науках
( биологии, физике).
Вместе с тем , необходимо обратить внимание на то , что социология
имеет глубокие корни. Она формировалась из предшествующей общест-
венной мысли, философии и социальной теории.
Основоположником социологии как науки считают Огюста Конта , ко -
торый в 1838 г. впервые ввел в научный оборот само название новой науки
– «Социология» (от лат. – общество и греч . – учение).
С этого времени социология прошла несколько этапов в своем разви-
тии.
Первый этап – это 1840 – 1880-е годы . Первой социологической пара-
дигмой стал позитивизм . Его сущность заключалась в признании того , что
общество развивается по естественным законам.
Огюст Конт (1798-1857) – французский социолог, отмечая особенности
социологии как науки, на первый план выводил понятие «система» . При
изучении каждой общественной системы нужно различать условия ее су-
ществования и законы функционирования (социальная статика), а также
законы ее развития и изменения (социальная динамика). Общество опреде-
ляет развитие и деятельность составляющих его субъектов. Основу самого
общества составляет семья . Гармонизация общества – основное условие
его стабильности . О . Конт сформулировал закон «двойной эволюции» –
социальной и интеллектуальной.
Герберт Спенсер (1820-1903) – английский социолог, рассматривал
общество как единую систему взаимодействия природных и социальных
факторов, где все стороны органично взаимосвязаны и не могут функцио -
нировать вне данной связи. Социальная эволюция представляет собой раз -
витие общества по пути его усложнения и совершенствования деятельно-
сти социальных институтов, дифференциации и интеграции его элементов
и зависит от физической и духовной деятельности индивидов. По Г. Спен -
серу всякое развитое общество имеет три системы органов: поддерживаю -
щую , распределительную и регулирующую . Различая общества по преоб -
ладающей в них системе организации, он выделял военное и промышлен -
ное общества.
Карл Маркс ( 1818-1883) – немецкий социальный теоретик, исходил из
иной парадигмы – диалектико-материалистической. Он считал, что об-
щественное развитие представляет собой естественноисторический про -
цесс, законы которого не зависят от сознания и воли людей . Главную роль
в обществе играет материальное производство и экономические отноше-
ния. Одна из фундаментальных сторон материалистического понимания –
обоснование диалектического взаимодействия общественного бытия и об-
щественного сознания . Ступенями общественного прогресса являются об -
щественно-экономические формации. В основе развития лежат проти-
6 дустриальн ого об щ ества, н акоплен ием б ольш ого количества повторяю - щ ихся, н о н е об ъясн ен н ы х факто в, а также с откры тиями в других н ауках (б иологии, физике). В месте с тем, н еоб ходимо об ратить вн иман ие н а то, что социология имеет глуб окие корн и. О н а формировалась из предш ествую щ ей об щ ест- вен н о й мы сли, философии и со циальн о й теории. О сн ово положн иком социологии как н ауки считаю т О гю ста К он та, ко - торы й в 1838 г. впервы е ввел в н аучн ы й об оротсамо н азван ие н ово й н ауки – « С о циология» (отлат. – об щ ество и греч. – учен ие). С этого времен и социология про ш ла н есколько этапов в своем разви- тии. П ервый этап – это 1840 – 1880-е годы . П ерво й со циологической пара- дигмой стал пози т и ви зм . Е го сущ н остьзаклю чаласьв призн ан ии того, что об щ ество развивается по естествен н ы м закон ам. О гю стК онт(1798-1857) – фран цузский социолог, отмечая особ ен н о сти со циологии как н ауки, н а первы й план вы водил пон ятие « система». П ри изучен ии каждой об щ ествен н о й системы н ужн о различать условия ее су- щ ествован ия и зако н ы фун кцио н ирован ия (социальн ая статика), а также закон ы ее развития и измен ен ия (со циальн ая дин амика). О б щ ество о преде- ляетразвитие и деятельн о сть составляю щ их его суб ъектов. О сн ову самого об щ ества составляет семья. Гармон изация об щ ества – осн овн ое условие его стаб ильн ости. О . К он т сформулировал зако н « дво й н о й эволю ции» – со циальн о й и ин теллектуальн о й . Герб ерт Спенсер (1820-1903) – ан глий ский со циолог, рассматривал об щ ество как един ую систему взаимодей ствия природн ы х и со циальн ы х факторов, где все сторон ы орган ичн о взаимосвязан ы и н е могут фун кцио - н ировать вн е дан н ой связи. С о циальн ая эволю ция представляетсо б ой раз- витие об щ ества по пути его усло жн ен ия и соверш ен ствован ия деятельн о - сти со циальн ы х ин ститутов, дифферен циации и ин теграции его элемен тов и зависитотфизическо й и духовн о й деятельн ости ин дивидов. П о Г. С пен - серу всякое развитое об щ ество имееттри системы орган ов: поддерживаю - щ ую , распределительн ую и регулирую щ ую . Р азличая об щ ества по преоб - ладаю щ ей в н их системе орган изации, о н вы делял во ен н ое и про мы ш лен - н о е об щ ества. К арл М аркс( 1818-1883) – н емецкий со циальн ы й теоретик, исходил из ин ой парадигмы – д и алек т и к о-м ат ери али ст и ческ ой. О н считал, что об - щ ествен н ое развитие представляет соб о й естествен н оисторический про - цесс, зако н ы которого н е зависятотсозн ан ия и воли лю дей . Главн ую роль в об щ естве играет материальн ое производство и эко н омические отн ош е- н ия. О дн а из фун дамен тальн ы х сторо н материалистического по н иман ия – об осн ован ие диалектического взаимодей ствия об щ ествен н ого б ы тия и об - щ ествен н ого созн ан ия. С тупен ями об щ ествен н ого прогресса являю тся об - щ ествен н о -экон омические формации. В осн ове развития лежат прот и -
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 4
- 5
- 6
- 7
- 8
- …
- следующая ›
- последняя »