ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
7
воречия. Обратите внимание, что именно учение К . Маркса о
противоречиях является одной из основных теорий социологии.
2. (3) Западная классическая социология модерна: Э . Дюркгейм, М .
Вебер.
Классиками западноевропейской социологической мысли считают Э.
Дюркгейма и М . Вебера. Их деятельность пришлась на конец XIX - начало
XX вв. Это был второй этап (модерн ) в развитии социологии как науки .
Эмиль Дюркгейм (1858-1917) – французский социолог, исходил из па-
радигмы социальных фактов. Он считал, что предметом изучения социо -
логии являются социальные факты , то есть идеи, нормы , ценности , выра-
батываемые коллективным сознанием людей . Э .Дюркгейм разработал тео -
рию социального реализма (что природу социальных явлений следует объ-
яснять социальными факторами; исходным моментом анализа поведения
людей является общество как система, взаимодействия индивидов, соци-
альных групп и социальных институтов), теории разделения труда , соци-
альных институтов, религии, морали. Для студентов-юристов важно по -
знакомиться с теориями отклоняющегося поведения (девиации), аномии и
самоубийства .
Макс Вебер (1864-1920) – немецкий социолог, исходил из антипози -
тивистской парадигмы , предполагающей , что общество развивается по
своим собственным законам , не имеющим ничего общего с законами при-
роды . Он считал, что социальное поведение людей строится в соответст-
вии с их оценкой или пониманием социальной реальности . По его мнению ,
наиболее важным в социологии является логическое понимание социаль-
ных процессов и их научное осмысление. М . Вебер разработал несколько
социологических теорий : идеальных типов, социальных действий , рацио -
нальности (бюрократии), генезиса капитализма, власти , религии и др. Ве-
беровская категория «ориентации на другого» ведет свое происхождение
из области права и представляет собой социологическую интерпретацию
одного из ключевых понятий правоведения – «признания». Социология
права – это не только один из частных разделов социологии М . Вебера:
«признание» объявляется им конститутивным моментом всякого социаль-
ного действия вообще.
3. (4) Современная западная социология .
Современная западная социология представляет собой сложную систе-
му парадигм , концепций , теорий , методов исследования . Она до сих пор
развивается в двух обособленных руслах – академическом и прикладном;
разделена на два уровня социологических обобщений (микро - и макросо -
циологию ); представлена двумя методологическими основами – социоцен -
тризма и человекоцентризма; имеет два непримиримых научных лагеря
эволюционистов и конфликтологов; основывается на множестве парадигм .
Вместе с тем современный этап развития социологии ориентирован на ре-
7 воречи я . О б ратите вн иман ие, что имен н о учен ие К . М аркса о противоречиях является одн ой из осн овн ы х теорий социологии. 2. (3) Западная классическая социология модерна: Э . Д ю ркгейм, М . В еб ер. К лассиками западн оевропей ской со циологической мы сли считаю т Э . Д ю ркгей ма и М . В еб ера. И х деятельн остьприш ласьн а ко н ец XIX - н ачало XX вв. Э то б ы лвторой этап (модерн ) в развитии социологии какн ауки. Э мильД ю ркгейм (1858-1917) – фран цузский социолог, исходил из па- радигмы соц и альны х фак т ов. О н считал, что предметом изучен ия со цио - логии являю тся со циальн ы е факты , то есть идеи, н ормы , цен н ости, вы ра- б аты ваемы е коллективн ы м созн ан ием лю дей . Э .Д ю ркгей м разраб отал тео - рию социальн ого реализма (что природу социальн ы х явлен ий следуетоб ъ- ясн ять со циальн ы ми факторами; исходн ы м момен том ан ализа поведен ия лю дей является об щ ество как система, взаимодей ствия ин дивидо в, со ци- альн ы х групп и со циальн ы х ин ститутов), теории разделен ия труда, соци- альн ы х ин ститутов, религии, мо рали. Д ля студен тов-ю ристо в важн о по - зн акомиться с теориями отклон яю щ егося поведен ия (девиации), ан омии и само уб ий ства. М акс В еб ер(1864-1920) – н емецкий со циолог, исходил из ант и пози - т и ви ст ск ой парадигмы , предполагаю щ ей , что об щ ество развивается по сво им соб ствен н ы м закон ам, н е имею щ им н ичего об щ его с зако н ами при- роды . О н считал, что социальн о е поведен ие лю дей стро ится в со ответст- вии с их о цен ко й или по н иман ием социальн о й реальн ости. П о его мн ен ию , н аиб олее важн ы м в социологии является логическое по н иман ие со циаль- н ы х процессов и их н аучн ое осмы слен ие. М . В еб ер разраб отал н есколько со циологических теорий : идеальн ы х типов, со циальн ы х дей ствий , рацио - н альн ости (б ю рократии), ген езиса капитализма, власти, религии и др. В е- б еровская категория « ориен тации н а другого » ведет сво е происхожден ие из об ласти права и представляет соб о й со циологическую ин терпретацию одн ого из клю чевы х пон ятий правоведен ия – « призн ан ия». С о циология права – это н е только один из частн ы х разделов социологии М . В еб ера: « призн ан ие» об ъявляется им кон ститутивн ы м момен том всякого со циаль- н ого дей ствия во об щ е. 3. (4) Современная западная социология . С овремен н ая западн ая со циология представляет соб ой сложн ую систе- му парадигм, кон цепций , теорий , методов исследован ия. О н а до сих пор развивается в двух об особ лен н ы х руслах – академическом и прикладн ом; разделен а н а два уровн я социоло гических об об щ ен ий (микро- и макросо - циологию ); представлен а двумя методологическими осн овами – социоцен - тризма и человеко цен тризма; имеет два н епримиримы х н аучн ы х лагеря эволю цио н истов и кон фликтологов; осн овы вается н а мн ожестве парадигм. В местес тем современ н ы й этап развития со циологии ориен тирован н а ре-
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 5
- 6
- 7
- 8
- 9
- …
- следующая ›
- последняя »