Составители:
Рубрика:
26 27
Строительство каменного Летнего дворца началось в 1710 г.
18 августа Доменико Трезини с «работными» людьми приступил
к возведению дворца, дабы исполнить его «доброю архитектурною
работою». По замыслу архитектора дворец представлял собой пря-
моугольное в плане двухэтажное здание под четырёхскатной кры-
шей. «Крыша белого железа, на ней кровельные листы положены
накрест». Верхние части водосточных труб
по углам крыши были
исполнены в виде голов причудливых драконов и выкрашены белой
краской. Крышку венчал ажурный металлический флюгер с фигу-
рой Георгия Победоносца, копьём поражающего змея.
Дворец разительно выделялся среди прочих зданий Петербурга
той поры изысканной строгостью и тонким вкусом оформления фаса-
дов. Пожалуй, строгость объяснялась тем, что здание предназнача-
лось
для жилья и работы.
Несмотря на постоянные разъезды, связанные как с военными
делами (шла Северная война), так и со строительством флота
на Олонецкой верфи (Лодейное поле), в Архангельске и Воронеже,
царь постоянно интересовался ходом строительства своей летней ре-
зиденции. Первый губернатор Петербурга А. Д. Меншиков писал Пет-
ру в ответ на
расспросы: «О здешнем поведении доношу, что за по-
мощью Божей во всём здесь благополучно... На дворе Вашем лет-
нем людские покои строятся, а под Ваши палаты из фундамента воду
непрестанно выливают, однако по сё время вылить не могут, ибо
без четверти четыре аршина фундамент под водой... Из Санкт-
Питер-Бурха июля 31 дня
1711 года».
В сравнении с особняками Меншикова и Головкина царский лет-
ний дворец выглядит излишне скромным, простоватым, что однако
не помешало очевидцам сказать: «Дворец хотя и небольшой, но сде-
лан хорошо». В 1714 г. строительство дворца было окончательно за-
вершено.
Северный и южный фасады здания имеют по девять окон на каж-
дом этаже
, более короткие восточный и западный – по шесть. Пара-
дный подъезд расположен с южной стороны, выходящей в сад. Уз-
кий лепной фриз опоясал дворец по всему периметру. Его рисунок
очень прост – это расположенные друг за другом дубовые ветви.
Углы здания обработаны рустами. Между окнами первого и вто-
рого этажей размещены 28 барельефов работы
знаменитого немец-
кого архитектора Андреаса Шлютера, которые в аллегорической
форме рассказывают о борьбе России за выход к Балтийскому морю.
Главный вход дворца украшен прекрасным барельефом, который
изображает римскую богиню справедливой войны Минерву в окру-
жении трофейных пушечных стволов и знамён. Богиня чуть заметно
улыбается. Над её головой амуры держат царскую корону. Барельеф
носит название «Торжество Минервы». Автором его также является
Андреас Шлютер.
Задание 2. Найдите в тексте предложения с краткой формой
причастия. Замените эти формы глаголами. Обратите внимание
на изменение стилистической окраски.
Пример. Там был заложен царский «огород»... – там заложили
царский «огород».
Задание 3. Найдите в данных предложениях архаизмы, слова
с изменившимися значениями, подберите к ним синонимы.
Если
необходимо, измените форму предложения. Объясните, как вы
понимаете эти слова. Составьте с ними предложения.
1. Архитектор приступил к работе, дабы исполнить царскую волю.
2. Крышу венчал фамильный герб. 3. Этот человек разительно
отличался от своих коллег. 4. Меншиков постоянно доносил царю
о ходе работ. 5. Во дворце строились людские покои, царские палаты.
6. Дворец отличался от
прочих зданий той поры изысканной
строгостью.
Задание 4. Найдите в предложениях архитектурные термины.
Объясните их значение.
1. Узкий лепной фриз опоясал дворец по всему периметру. 2. Углы
здания обработаны рустами. 3. Главный вход дворца украшен
прекрасным барельефом.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 12
- 13
- 14
- 15
- 16
- …
- следующая ›
- последняя »