Составители:
Рубрика:
28 29
Задание 5. Объясните значение слов, уточните по словарю их
происхождение. Составьте с ними предложения.
Причудливый, флюгер, резиденция, аллегория, трофейный, амур.
Задание 6. Ответьте на вопросы.
1. С чьими именами связано строительство Летнего дворца? 2. В какое
время возводился дворец? 3. В какой части Петербурга он находится?
4. С какими трудностями было связано его строительство? 5. Какие
архитектурные декоративные
детали вы можете отметить?
ПЁТР И АЛЕКСЕЙ
Предтекстовые задания
Задание 1. Познакомьтесь со значением некоторых слов, которые
вам встретятся в тексте.
Шпалеры – ряд кустов или деревьев по сторонам дороги.
Тапеты (устар.) – ковёр.
Пруссия – государство (1701–1947) на территории современных
Германии, Австрии, Польши.
Померания – прусская провинция, северные территории
современных Германии и Польши.
Гипербореи – в греческой мифологии народ,
живущий на крайнем
севере. Для этого народа характерно вечное веселье.
Людовик XIV (1638–1715) – Король-Солнце; период его правления
явился апогеем французского абсолютизма.
Герцог Орлеанский – регент при Людовике XV с 1715 по 1723 г.
Палаты (устар.) – большое богатое здание, помещение.
Верста – русская мера длины, равная 1,06 км.
Скудно – недостаточно; бедно.
Жеманный – манерный, неестественный.
Задание 2. Запомните значение фразеологического оборота
стричь
всех под одну гребёнку – уравнивать кого-либо с кем-либо,
не считаясь с различиями.
Задание 3. Прочитайте текст Д. С. Мережковского.
«Буду иметь сад лучше, чем в Версале у французского короля», –
хвастал Пётр. Когда он бывал в походах, на море или в чужих краях,
государыня посылала ему вести о любимом детище: «
Огород наш
раскинулся изрядно и лучше прошлогоднего: дорога, что от палат,
клёном и дубом едва не вся закрылась, и когда ни выйду, часто сожа-
лею, друг мой сердешненькой, что не вместе с Вами гуляю… Ого-
род наш зеленёнек стал; уже почало смолою пахнуть», – то есть смо-
листым запахом почек.
Гладко, точно
под гребёнку, остриженные деревья, геометричес-
ки правильные фигуры цветников, прямые каналы, четырёхуголь-
ные пруды с лебедями, островками и беседками, затейливые фонта-
ны, бесконечные аллеи – «першпективы», высокие лиственные из-
городи, шпалеры, подобные стенам торжественных приёмных зал, –
«людей убеждали, чтобы гулять, а когда утрудится кто, тотчас най-
дёт довольно лавок, феатров, лабиринтов
и тапеты зелёной травы,
дабы удалиться как бы в некое всесладостное уединение».
Царскому огороду было всё-таки далеко до Версальских садов.
Бледное петербургское солнце выгоняло тощие тюльпаны
из жирных роттердамских луковиц. Только скромные северные цве-
ты – любимый Петром пахучий калуфер, махровые пионы и уныло-
яркие георгины – росли здесь привольнее. Молодые деревца,
приво-
зимые с неимоверными трудами на кораблях, на подводах из-за ты-
сяч вёрст – из Польши, Пруссии, Померании, Дании, Голландии, –
тоже хирели. Скудно питала их слабые корни чужая земля. Зато, «по-
добно как в Версалии», расставлены были вдоль главных аллей мра-
морные бюсты – «грудные штуки» – и статуи. Римские императоры,
греческие философы
, олимпийские боги и богини, казалось, пере-
глядывались, недоумевая, как попали они в эту дикую страну гипер-
борейских варваров. То были, впрочем, не древние подлинники,
а лишь новые подражания плохих итальянских и немецких масте-
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 13
- 14
- 15
- 16
- 17
- …
- следующая ›
- последняя »