Составители:
Рубрика:
41
Экологическое сознание, по Н.Ф. Реймерсу, это “индивидуальная и кол-
лективная способность понимания неразрывной связи человечества с приро-
дой, зависимости благополучия людей от целостности и сравнительной неиз-
менности природной среды обитания человека и использования этого пони-
мания в практической деятельности” (Реймерс Н.Ф., 1990; с. 484). В свою
очередь, под понятием экологическое мышление (синоним экологический
подход) Н.Ф.Реймерс понимает диалектико-материалистическое рассмотре-
ние явлений с учетом форм воздействия человечества на природу и обратного
влияния природы на людей и их хозяйство.
Формируя понятие экологическое сознание, авторы сталкиваются с двумя
основными трудностями: во-первых, “...по данным самонаблюдения, созна-
ние лишено собственной психологической специфики. Поэтому оно либо
рассматривается как общее “бескачественное” условие существования пси-
хики и обозначается, по существу метафорически, либо столь же неправо-
мерно отождествляется с какой-либо психической функцией.
Вторая трудность вытекает из первой: сознание (как и отдельные психи-
ческие функции) не локализуется во внешнем пространстве, но в отличие от
психических функций сознание (из-за его “бескачественности”) не удается
расчленить и во времени (выделив характеристики, по которым его можно
было бы изучать известными психологии методами)”.
С появлением сознания образуется сдвиг, ставящий человека в позицию
исключительности. Именно на уровне сознательной психики отдельный вид
(Homo sapiens), наделенный мощным орудием преобразования себя и среды
(сознанием), объективно способен влиять количественно и качественно на
организацию своего окружения практически без контроля со стороны биоло-
гического окружения.
На уровне сознательной психики скорость изменения адаптивных воз-
можностей велика на столько, что человек становится способным осваивать
41 Экологическое сознание, по Н.Ф. Реймерсу, это “индивидуальная и кол- лективная способность понимания неразрывной связи человечества с приро- дой, зависимости благополучия людей от целостности и сравнительной неиз- менности природной среды обитания человека и использования этого пони- мания в практической деятельности” (Реймерс Н.Ф., 1990; с. 484). В свою очередь, под понятием экологическое мышление (синоним экологический подход) Н.Ф.Реймерс понимает диалектико-материалистическое рассмотре- ние явлений с учетом форм воздействия человечества на природу и обратного влияния природы на людей и их хозяйство. Формируя понятие экологическое сознание, авторы сталкиваются с двумя основными трудностями: во-первых, “...по данным самонаблюдения, созна- ние лишено собственной психологической специфики. Поэтому оно либо рассматривается как общее “бескачественное” условие существования пси- хики и обозначается, по существу метафорически, либо столь же неправо- мерно отождествляется с какой-либо психической функцией. Вторая трудность вытекает из первой: сознание (как и отдельные психи- ческие функции) не локализуется во внешнем пространстве, но в отличие от психических функций сознание (из-за его “бескачественности”) не удается расчленить и во времени (выделив характеристики, по которым его можно было бы изучать известными психологии методами)”. С появлением сознания образуется сдвиг, ставящий человека в позицию исключительности. Именно на уровне сознательной психики отдельный вид (Homo sapiens), наделенный мощным орудием преобразования себя и среды (сознанием), объективно способен влиять количественно и качественно на организацию своего окружения практически без контроля со стороны биоло- гического окружения. На уровне сознательной психики скорость изменения адаптивных воз- можностей велика на столько, что человек становится способным осваивать
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 39
- 40
- 41
- 42
- 43
- …
- следующая ›
- последняя »