История политических и правовых учений. Карнишина Н.Г. - 59 стр.

UptoLike

Составители: 

В анализе проблемы нереволюционного изменения существующего
государственного строя, в противопоставлении России и Европы большую роль
сыграли «Философические письма» П.Я.Чаадаева (1794 – 1856).
На рубеже 30-40- х гг. XIX в. сложились два течения общественной и
политической мыслизападники и славянофилы. В основе их разногласий
лежал спор о принципах взаимоотношения власти и народа, о выборе пути
дальнейшего развития страныевропейского или русского. Их объединяла
критика крепостничества, отстаивание гражданских свобод.
В первой половине XIX в. шло становление юридической науки в России,
начало которому положил перевод по указанию Петра I работы С.Пуфендорфа «Об
обязанностях гражданина и человека».
Родоначальником философии права в России стал Константин Алексеевич
Неволин (1806-1855), доктор законоведения, профессор
и ректор Киевского
университета. В «Энциклопедии законоведения» и «Истории российских
гражданских законов» он изложил подходы к пониманию права и развитие
русского законодательства с XII до начала XIX вв.
Вторая половина XIX в. в Россииэто эпоха великих реформ, которые дли
толчок к глубоким преобразованиям во всех сферах жизни общества, придали
стимул возникновению новых идейно
-политических течений и философско
правовых построений. Основными направлениями общественно-политической
мысли этого периода были реформизм, радикализм, либерализм и консерватизм.
Реформистское направление было представлено такими именами, как
Николай Александрович Серно- Соловьевич (1834 – 1866), Алексей Михайлович
Унковский (1828 – 1894), митрополит Московский и Коломенский Филарет
(Василий Дроздов) (1782 – 1867). Все они принимали деятельное участие в
подготовке проектов реформ, являясь
выразителями радикального крыла
реформаторов. Филарет являлся выразителем взглядов православной иерархии на
государство и право. Его православная государственная теория – «теория
священного царства» основана на безусловной богоустановленности
монархической государственности. Признание канонов не только практически
действующим источником права, но и более важным, чем гражданские законы, -
вот его основной принцип. Суды Филарет считал самым
важным после
самодержавной власти учреждением, обеспечивающим порядок и «обретение
общего блага».
Радикальное направление было представлено несколькими течениями:
утопический социализм (А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский); коллективистский
анархизм (М.А.Бакунин, П.А.Кропоткин); революционное народничество
(П.Л.Лавров, П.Н.Ткачев).
Тема
      В анализе проблемы       нереволюционного изменения      существующего
государственного строя, в противопоставлении России и Европы большую роль
сыграли «Философические письма» П.Я.Чаадаева (1794 – 1856).
      На рубеже 30-40- х гг. XIX в. сложились два течения общественной и
политической мысли – западники и славянофилы. В основе их разногласий
лежал спор о принципах взаимоотношения власти и народа, о выборе пути
дальнейшего развития страны – европейского или русского. Их объединяла
критика крепостничества, отстаивание гражданских свобод.
      В первой половине XIX в. шло становление юридической науки в России,
начало которому положил перевод по указанию Петра I работы С.Пуфендорфа «Об
обязанностях гражданина и человека».
      Родоначальником философии права в России стал Константин Алексеевич
Неволин (1806-1855), доктор законоведения, профессор и ректор Киевского
университета. В «Энциклопедии законоведения» и «Истории российских
гражданских законов» он изложил подходы к пониманию права и развитие
русского законодательства с XII до начала XIX вв.
      Вторая половина XIX в. в России – это эпоха великих реформ, которые дли
толчок к глубоким преобразованиям во всех сферах жизни общества, придали
стимул возникновению новых идейно-политических течений и философско –
правовых построений. Основными направлениями общественно-политической
мысли этого периода были реформизм, радикализм, либерализм и консерватизм.
      Реформистское направление было представлено такими именами, как
Николай Александрович Серно- Соловьевич (1834 – 1866), Алексей Михайлович
Унковский (1828 – 1894), митрополит Московский и Коломенский Филарет
(Василий Дроздов) (1782 – 1867). Все они принимали деятельное участие в
подготовке проектов реформ, являясь выразителями радикального крыла
реформаторов. Филарет являлся выразителем взглядов православной иерархии на
государство и право. Его православная государственная теория – «теория
священного     царства»   основана     на  безусловной    богоустановленности
монархической государственности. Признание канонов не только практически
действующим источником права, но и более важным, чем гражданские законы, -
вот его основной принцип. Суды Филарет считал самым важным после
самодержавной власти учреждением, обеспечивающим порядок и «обретение
общего блага».
      Радикальное направление было представлено несколькими течениями:
утопический социализм (А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский); коллективистский
анархизм (М.А.Бакунин, П.А.Кропоткин); революционное народничество
(П.Л.Лавров, П.Н.Ткачев).
      Тема