Современный русский литературный язык. Синтаксис словосочетания и простого предложения. Казарина В.И - 13 стр.

UptoLike

Рубрика: 

15
шивал неохотно и, по всей видимости, не расположен был впускать меня
на квартиру (Ю. Казаков). 3) Я понюхал, полюбовался, поиграл душисты-
ми и прозрачными смоляными сосульками; они растаяли у меня в руках и
склеили мои худые, длинные пальцы; мать вымыла мне руки, вытерла их
насухо, и я стал дремать...(С. Аксаков).
Упражнение 6. Выполните задания по данному ниже тексту:
1) Выделите все известные вам типы предложенческой связи, имею-
щие место в данном тексте. Выпишите сочетания слов (словоформ), между
компонентами которых устанавливаются эти связи.
2) В предикативном сочетании определите способ выражения субъ-
екта и предиката. Акцентируйте внимание на формальном способе выра-
жения предикационной связи.
3) Выделите детерминанты, докажите, что они являются представи-
телями предложенческой связи. Как формально представлена эта связь на
уровне предложения?
Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста,
приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой
определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. Мысль гуля-
ла вольной
птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворенные
губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всем
лице теплился ровный свет беспечности. С лица беспечность переходила в
позы всего тела, даже в складки шлафрока.
Иногда взгляд его помрачался выражением будто усталости или ску-
ки; но ни
усталость, ни скука не могли ни на минуту согнать с лица мяг-
кость, которая была господствующим и основным выражением, не лица
только, а всей души; а душа так открыто и ясно светилась в глазах, в улыб-
ке, в каждом движении головы, руки. И поверхностно наблюдательный,
холодный человек, взглянув мимоходом на Обломова
, сказал бы: "Добряк
должен быть, простота!". Человек поглубже и посимпатичнее, долго вгля-
дываясь в лицо его, отошел бы в приятном раздумье, с улыбкой.
Цвет лица у Ильи Ильича не был ни румяный, ни смуглый, ни поло-
жительно бледный, а безразличный или казался таким, может быть, пото-
му, что Обломов как-
то обрюзг не по летам: от недостатка ли движения
или воздуха, а может быть, того и другого. Вообще же тело его, судя по
матовому, чересчур белому свету шеи, маленьких пухлых рук, мягких
плеч, казалось слишком изнеженным для мужчины.
Движения его, когда он был даже встревожен, сдерживались также
мягкостью и не лишенною
своего рода грации ленью. Если на лицо набе-
гала из души туча заботы, взгляд туманился, на лбу являлись складки, на-
чиналась игра сомнений, печали, испуга; но редко тревога эта застывала в
форме определенной идеи, еще реже превращалась в намерение. Вся тре-
вога разрешалась вздохом и замирала в апатии или в
дремоте. (И. Гонча-
ров. Обломов).
шивал неохотно и, по всей видимости, не расположен был впускать меня
на квартиру (Ю. Казаков). 3) Я понюхал, полюбовался, поиграл душисты-
ми и прозрачными смоляными сосульками; они растаяли у меня в руках и
склеили мои худые, длинные пальцы; мать вымыла мне руки, вытерла их
насухо, и я стал дремать...(С. Аксаков).

      Упражнение 6. Выполните задания по данному ниже тексту:
      1) Выделите все известные вам типы предложенческой связи, имею-
щие место в данном тексте. Выпишите сочетания слов (словоформ), между
компонентами которых устанавливаются эти связи.
      2) В предикативном сочетании определите способ выражения субъ-
екта и предиката. Акцентируйте внимание на формальном способе выра-
жения предикационной связи.
      3) Выделите детерминанты, докажите, что они являются представи-
телями предложенческой связи. Как формально представлена эта связь на
уровне предложения?

      Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста,
приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой
определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. Мысль гуля-
ла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворенные
губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всем
лице теплился ровный свет беспечности. С лица беспечность переходила в
позы всего тела, даже в складки шлафрока.
      Иногда взгляд его помрачался выражением будто усталости или ску-
ки; но ни усталость, ни скука не могли ни на минуту согнать с лица мяг-
кость, которая была господствующим и основным выражением, не лица
только, а всей души; а душа так открыто и ясно светилась в глазах, в улыб-
ке, в каждом движении головы, руки. И поверхностно наблюдательный,
холодный человек, взглянув мимоходом на Обломова, сказал бы: "Добряк
должен быть, простота!". Человек поглубже и посимпатичнее, долго вгля-
дываясь в лицо его, отошел бы в приятном раздумье, с улыбкой.
      Цвет лица у Ильи Ильича не был ни румяный, ни смуглый, ни поло-
жительно бледный, а безразличный или казался таким, может быть, пото-
му, что Обломов как-то обрюзг не по летам: от недостатка ли движения
или воздуха, а может быть, того и другого. Вообще же тело его, судя по
матовому, чересчур белому свету шеи, маленьких пухлых рук, мягких
плеч, казалось слишком изнеженным для мужчины.
      Движения его, когда он был даже встревожен, сдерживались также
мягкостью и не лишенною своего рода грации ленью. Если на лицо набе-
гала из души туча заботы, взгляд туманился, на лбу являлись складки, на-
чиналась игра сомнений, печали, испуга; но редко тревога эта застывала в
форме определенной идеи, еще реже превращалась в намерение. Вся тре-
вога разрешалась вздохом и замирала в апатии или в дремоте. (И. Гонча-
ров. Обломов).
                                                                        15