Проектирование и производство литых заготовок. Кечин В.А - 134 стр.

UptoLike

109
тратах изготовить отливку с высокими (заданными) показателями по точности,
шероховатости и структурно-механическим свойствам.
Точность размеров отливок оценивают обычно по отклонению действи-
тельного размера от номинального, т.е. по полным полям рассеяния размеров,
зависящим от допусков на размеры полости пресс-форм, колебания усадки мо-
дельной композиции и расплава металла, свойств
оболочки формы.
Погрешности подразделяют на систематические и случайные. К первым
относятся погрешности изготовления пресс-форм (допуски на размеры их ра-
бочих полостей должны соответствовать 8-10-му квалитетам по ГОСТ 25347-
82), ко вторым погрешности, вызванные колебаниями усадки модельных ком-
позиций и металла отливки, объемными изменениями покрытия модели и обо-
лочки формы в процессе
их изготовления и эксплуатации. Суммируя система-
тические и случайные погрешности, вычисляют полные поля рассеивания [24].
В соответствии с ГОСТ 26645-85 для ЛВМ допуск соответствует 3-8-му
классам точности (табл. 4.13).
Шероховатость поверхности отливок, изготовляемых ЛВМ, зависит от ше-
роховатости поверхности оснастки и моделей, размеров частиц формообра-
зующих материалов, особенно используемых для изготовления первого (лице-
вого
) слоя формы, способности жидкообразных формообразующих материалов
смачивать огнеупорные частицы и поверхность моделей, смачиваемости рас-
плавленным материалом материала формы против воздействия с раствором и
его оксидами. Шероховатость согласно ГОСТ 26645-85 соответствует значени-
ям табл. 4.14.
Степень коробления элементов отливок согласно ГОСТ 26645-85 даны в
табл.. 3.13. Степень точности поверхностей отливок согласно ГОСТ 26645-85
определяют по табл. 4.15.
Классы точности массы согласно ГОСТ 26645-85 определяют по табл. 4.16.
При ЛВМ механические свойства частей отливок с достаточным питанием
и направленным затвердеванием соответствуют данным, приведенным в ГОС-
Те; для более тонких частей отливок, затвердевание которых не происходит на-
правленно, стандартные значения механических свойств необходимо умень-
шить:
σ
В
на10…20%; δ на 15…25%; ψ на 20…30%.
Отверстия диаметром до 6 мм можно получить без применения стержней
лишь при их глубине до 12 мм.
Припуски на обработку резанием приведены в табл. 4.17.
Основными недостатками литья по выплавляемым моделям является низ-
кая производительность, высокая стоимость исходных материалов и сложность
процесса, особенно при изготовлении крупных отливок.
Стоимость 1 т. отливок (табл. 4.18) ЛВМ
в 5 раз выше, чем при литье в
песчано-глинистых формах.