ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
3
Методические указания
Класс концертмейстерского мастерства должен подготовить сту-
дента-пианиста к практической деятельности в качестве концертмейстера
в оперных театрах, вокальных оркестровых и дирижерских учебных заве-
дений, а также аккомпаниатора в филармониях, на радио, телевидении.
Основными задачами обучения концертмейстерскому мастерству
являются: воспитание у студента творческого отношения к исполнению
фортепианных партий в соответствии с принципами ансамблевого испол-
нения, понимания роли пианиста; развитие практических навыков, необ-
ходимых для концертмейстерской работы во всех её видах, в том числе
умения аккомпанировать с листа и транспонировать на основе получен-
ных им теоретических знаний.
В течение двух с половиной лет обучения студент изучает вокаль-
ную и инструментальную литературу разных эпох, стилей и жанров.
Программа концертмейстерского класса имеет следующие разделы
для изучения.
1. Вокальный аккомпанемент и оперно-концертмейстерская работа,
в котором изучаются романсы и песни для голоса с фортепиано и оперные
произведения (по клавиру).
2. Инструментальный аккомпанемент и концертмейстерская работа
с исполнителем, в котором изучается литература для струнных и духовых
инструментов с сопровождением фортепиано (или с оркестром для фор-
тепиано).
В первом разделе предусматривается приобретение студентом зна-
ний и навыков в области вокального аккомпанемента и концертмейстер-
ской работы с вокалистами, что будет способствовать следующему:
– уметь аккомпанировать певцам на концертной эстраде и на опер-
ных репетициях;
– получить опыт концертмейстерской работы по разучиванию с во-
калистами оперных партий и концертмейстерского репертуара;
– знать в достаточно широком объеме вокальную (оперную и кон-
цертно-камерную) литературу;
– уметь аккомпанировать с листа и транспонировать;
– уметь играть с дирижером и читать хоровую партитуру.
В концертмейстерском классе, как и в классе специального форте-
пиано, необходимо ставить весь комплекс исполнительских задач. При
этом надо подчеркнуть, что партия фортепиано не является самодовлею-
щей, а подчинена законам ансамблевого исполнения и не только служит
гармонической и ритмической основой солисту, но и способствует рас-
крытию содержания музыкального произведения. На пианиста возлагает-
ся задача создания общего движения пьесы, сохранения её живого пульса.
4
Необходимо требовать от студента, наряду с усвоением фортепиан-
ной, полного усвоения вокальной партии и литературного текста, что по-
может ему правильно понять все произведение в целом, даст ему гибкость
и свободу ориентировки в ансамбле.
Вместе с тем следует развивать у студента такие профессиональные
качества концертмейстера, как умение подготовить программу в сжатые
сроки с минимальным количеством репетиций.
В течение занятий студента в классе основное время отводится для
работы с певцом. В процессе работы над вокальными произведениями
студент получает сведения о классификации певческих голосов, их тек-
стуре и диапазоне, подвижности, выразительности, значении дыхания и
цезур, о дикции.
Особое внимание уделяется вопросу синтеза музыки и литератур-
ного текста.
В процессе работы над оперным материалом студент должен нау-
читься показывать певцам вступления, петь реплики недостающих дейст-
вующих лиц, при разучивании ансамблей петь любую партию ансамбля, а
партию хора играть на фортепиано. Желательно также приобретение на-
выков суфлирования. Работая над клавиром, студент учится облегчать
или дополнять фортепианное изложение на основе ознакомления с парти-
турой в целях максимального приближения к оригиналу.
Индивидуальный план студента составляется с учетом возможно-
сти ознакомления студента с различными стилями.
Во втором разделе ставится задача – подготовить студента-
пианиста к практической деятельности аккомпаниатора и концертмейсте-
ра. В изучение этого раздела программы входит:
- получение студентом практических навыков инструментального
аккомпанемента и умение аккомпанировать с листа;
- ознакомление его с лучшими образцами инструментальной лите-
ратуры русских и зарубежных композиторов-классиков различных эпох,
стилей и жанров, а также советских и современных зарубежных компози-
торов;
- приобретение опыта концертмейстерской работы по разучиванию
с инструменталистами концертного репертуара.
Занятия в классе проводятся при участии иллюстратора. Значитель-
ная часть времени отводится на систематическое ознакомление с литера-
турой для чтения с листа.
В зависимости от методических установок преподавателя два раз-
дела программы могут изучаться параллельно в течение всего периода
обучения или распределяться по семестрам. При прохождении каждого из
указанных разделов, наряду с углубленным изучением отдельных произ-
Методические указания Необходимо требовать от студента, наряду с усвоением фортепиан- ной, полного усвоения вокальной партии и литературного текста, что по- Класс концертмейстерского мастерства должен подготовить сту- может ему правильно понять все произведение в целом, даст ему гибкость дента-пианиста к практической деятельности в качестве концертмейстера и свободу ориентировки в ансамбле. в оперных театрах, вокальных оркестровых и дирижерских учебных заве- Вместе с тем следует развивать у студента такие профессиональные дений, а также аккомпаниатора в филармониях, на радио, телевидении. качества концертмейстера, как умение подготовить программу в сжатые Основными задачами обучения концертмейстерскому мастерству сроки с минимальным количеством репетиций. являются: воспитание у студента творческого отношения к исполнению В течение занятий студента в классе основное время отводится для фортепианных партий в соответствии с принципами ансамблевого испол- работы с певцом. В процессе работы над вокальными произведениями нения, понимания роли пианиста; развитие практических навыков, необ- студент получает сведения о классификации певческих голосов, их тек- ходимых для концертмейстерской работы во всех её видах, в том числе стуре и диапазоне, подвижности, выразительности, значении дыхания и умения аккомпанировать с листа и транспонировать на основе получен- цезур, о дикции. ных им теоретических знаний. Особое внимание уделяется вопросу синтеза музыки и литератур- В течение двух с половиной лет обучения студент изучает вокаль- ного текста. ную и инструментальную литературу разных эпох, стилей и жанров. В процессе работы над оперным материалом студент должен нау- Программа концертмейстерского класса имеет следующие разделы читься показывать певцам вступления, петь реплики недостающих дейст- для изучения. вующих лиц, при разучивании ансамблей петь любую партию ансамбля, а 1. Вокальный аккомпанемент и оперно-концертмейстерская работа, партию хора играть на фортепиано. Желательно также приобретение на- в котором изучаются романсы и песни для голоса с фортепиано и оперные выков суфлирования. Работая над клавиром, студент учится облегчать произведения (по клавиру). или дополнять фортепианное изложение на основе ознакомления с парти- 2. Инструментальный аккомпанемент и концертмейстерская работа турой в целях максимального приближения к оригиналу. с исполнителем, в котором изучается литература для струнных и духовых Индивидуальный план студента составляется с учетом возможно- инструментов с сопровождением фортепиано (или с оркестром для фор- сти ознакомления студента с различными стилями. тепиано). Во втором разделе ставится задача – подготовить студента- В первом разделе предусматривается приобретение студентом зна- пианиста к практической деятельности аккомпаниатора и концертмейсте- ний и навыков в области вокального аккомпанемента и концертмейстер- ра. В изучение этого раздела программы входит: ской работы с вокалистами, что будет способствовать следующему: - получение студентом практических навыков инструментального – уметь аккомпанировать певцам на концертной эстраде и на опер- аккомпанемента и умение аккомпанировать с листа; ных репетициях; - ознакомление его с лучшими образцами инструментальной лите- – получить опыт концертмейстерской работы по разучиванию с во- ратуры русских и зарубежных композиторов-классиков различных эпох, калистами оперных партий и концертмейстерского репертуара; стилей и жанров, а также советских и современных зарубежных компози- – знать в достаточно широком объеме вокальную (оперную и кон- торов; цертно-камерную) литературу; - приобретение опыта концертмейстерской работы по разучиванию – уметь аккомпанировать с листа и транспонировать; с инструменталистами концертного репертуара. – уметь играть с дирижером и читать хоровую партитуру. Занятия в классе проводятся при участии иллюстратора. Значитель- В концертмейстерском классе, как и в классе специального форте- ная часть времени отводится на систематическое ознакомление с литера- пиано, необходимо ставить весь комплекс исполнительских задач. При турой для чтения с листа. этом надо подчеркнуть, что партия фортепиано не является самодовлею- В зависимости от методических установок преподавателя два раз- щей, а подчинена законам ансамблевого исполнения и не только служит дела программы могут изучаться параллельно в течение всего периода гармонической и ритмической основой солисту, но и способствует рас- обучения или распределяться по семестрам. При прохождении каждого из крытию содержания музыкального произведения. На пианиста возлагает- указанных разделов, наряду с углубленным изучением отдельных произ- ся задача создания общего движения пьесы, сохранения её живого пульса. 3 4