Концертмейстерский класс. Климентова М.В. - 3 стр.

UptoLike

Составители: 

5
ведений, необходимо уделять особое внимание развитию навыков чтения
с листа, быстрой ориентации в музыкальном материале и умению рабо-
тать самостоятельно. Обучение чтению с листа следует осуществлять на
музыкальных произведениях, более легких по изложению, чем литерату-
ра, изучаемая студентом в классе по специальности.
Требования к зачётам и экзаменам
За время обучения в концертмейстерском классе студент должен
изучить:
а) по разделу вокального аккомпанемента и оперно-концерт-
мейстерской работыне менее 40 романсов и песен, 15 оперных арий по
обязательному списку, составленному кафедрой, 1 клавир оперы или 3-4
акта из различных опер и ряд произведений эскизно;
б) по разделу инструментального аккомпанемента и концертмей-
стерской работы с исполнителем 10-12 пьес (из них 2 крупные формы) и
ряд произведений эскизно. Самостоятельная проработка заданного мате-
риала является обязательной по всем разделам.
Во 2-4-м семестрах проводятся зачеты, на которых студент обязан
исполнить концертную программу продолжительностью 10-15 минут,
представить список из 10 арий и романсов, входящих в обязательный ре-
пертуарный минимум, а также продемонстрировать навыки чтения с лис-
та и транспортирования.
В зачет 2-го семестра входит исполнение концертной программы,
состоящей из 3-х произведений. В 3-м семестре помимо исполнения кон-
цертной программы предусматривается показ оперной сцены с воспроиз-
ведением всех партий, транспонирование одного произведения по выбору
комиссии на тон, 1 произведения с листа.
В четвертом семестре исполнение 4 произведений, аккомпанемент
2 произведений с листа, одно из которыхтранспонировка. Кроме того, в
зачет 4-го семестра включаются самостоятельно разученные с вокалистом
2 произведения (не знакомые певцу), исполнение части оперного клавира
(действие) с воспроизведением всех партий.
В конце 6-го семестра проводится экзамен, в котором студент дол-
жен исполнить 4 произведения концертной программы (1 произведение в
транспорте, 1 произведение с листа, а также продемонстрировать умение
по чтению хоровой партитуры.)
В программу каждого зачета входит также коллоквиум, цель кото-
роговыявить ориентировку студентов в оперном и камерном репертуа-
ре, классификации голосов, знания вокальной терминологии и особенно-
сти нотной записи. Репертуарные требования на коллоквиуме должны
соответствовать порядку похождения материала в курсе истории музыки.
6
Однако содержание коллоквиума, не дублируя зачетов данного курса,
должно быть направлено на выявление профессиональных знаний, необ-
ходимых пианисту-концертмейстеру. Так, например, ответ по тому или
иному оперному клавиру должен содержать характеристику партий, глав-
ных персонажей, представление о том, каким голосам они поручаются,
какие номера из клавира (арии, ансамбли) используются в концертном
репертуаре, каковы особенности речитативов, вокальные трудности, пе-
речисление наиболее ярких исполнителей главных партий.
Ответ о камерном творчестве данного композитора должен содер-
жать характеристику стилевых особенностей исполнения, воспроизведе-
ние голосом или на фортепиано нескольких романсов, знание авторов по-
этических текстов.
В целях проверки планомерной самостоятельной работы студентов
во всех семестрах, кроме 6-го, проводятся контрольные уроки, на которых
студент исполняет 10 самостоятельно просмотренных произведений из
которых 2 – в транспорте на интервал, соответствующий требованиям на
данном курсе.
В конце 6-го семестра все студенты сдают государственный экза-
мен и получают квалификацию пианиста-концертмейстера. В программу
государственного экзамена входит исполнение концертной программы
продолжительностью 20-25 минут из вокальных и инструментальных
произведений различных эпох и стилей.
Примерные программы для государственного экзамена
Д. Россини Ария Розины из оперы «Севильский цирюльник»
С. Рахманинов «Оне отвечали»
В. Косенко «Они стояли молча»
Г. Бауэр «Минорный момент»
Д. Верди Коватина Леоноры из оперы «Трубадур»
П. Чайковский «То было раннею весной»
Р. Глиер «Жить, будем жить
С. Скотт «Страна лотоса»
Н. Римский-Корсаков Ария Марфы из оперы «Царская невеста»
Ф. Штраус Серенада
С. Рахманинов Я жду тебя
С. Прокофьев Мелодия 3
В. Моцарт Опера «Свадьба Фигаро»: сцена Сусанны и Фи-
гаро из 1 акта
Н. Раков Поэма
Ф. Шуберт Весной
С. Рахманинов Мелодия
ведений, необходимо уделять особое внимание развитию навыков чтения       Однако содержание коллоквиума, не дублируя зачетов данного курса,
с листа, быстрой ориентации в музыкальном материале и умению рабо-        должно быть направлено на выявление профессиональных знаний, необ-
тать самостоятельно. Обучение чтению с листа следует осуществлять на      ходимых пианисту-концертмейстеру. Так, например, ответ по тому или
музыкальных произведениях, более легких по изложению, чем литерату-       иному оперному клавиру должен содержать характеристику партий, глав-
ра, изучаемая студентом в классе по специальности.                        ных персонажей, представление о том, каким голосам они поручаются,
                                                                          какие номера из клавира (арии, ансамбли) используются в концертном
                 Требования к зачётам и экзаменам                         репертуаре, каковы особенности речитативов, вокальные трудности, пе-
                                                                          речисление наиболее ярких исполнителей главных партий.
       За время обучения в концертмейстерском классе студент должен
                                                                                Ответ о камерном творчестве данного композитора должен содер-
изучить:
                                                                          жать характеристику стилевых особенностей исполнения, воспроизведе-
       а) по разделу вокального аккомпанемента и оперно-концерт-
                                                                          ние голосом или на фортепиано нескольких романсов, знание авторов по-
мейстерской работы – не менее 40 романсов и песен, 15 оперных арий по
                                                                          этических текстов.
обязательному списку, составленному кафедрой, 1 клавир оперы или 3-4
                                                                                В целях проверки планомерной самостоятельной работы студентов
акта из различных опер и ряд произведений эскизно;
                                                                          во всех семестрах, кроме 6-го, проводятся контрольные уроки, на которых
       б) по разделу инструментального аккомпанемента и концертмей-
                                                                          студент исполняет 10 самостоятельно просмотренных произведений из
стерской работы с исполнителем 10-12 пьес (из них 2 крупные формы) и
                                                                          которых 2 – в транспорте на интервал, соответствующий требованиям на
ряд произведений эскизно. Самостоятельная проработка заданного мате-
                                                                          данном курсе.
риала является обязательной по всем разделам.
                                                                                В конце 6-го семестра все студенты сдают государственный экза-
       Во 2-4-м семестрах проводятся зачеты, на которых студент обязан
                                                                          мен и получают квалификацию пианиста-концертмейстера. В программу
исполнить концертную программу продолжительностью 10-15 минут,
                                                                          государственного экзамена входит исполнение концертной программы
представить список из 10 арий и романсов, входящих в обязательный ре-
                                                                          продолжительностью 20-25 минут из вокальных и инструментальных
пертуарный минимум, а также продемонстрировать навыки чтения с лис-
                                                                          произведений различных эпох и стилей.
та и транспортирования.
       В зачет 2-го семестра входит исполнение концертной программы,
                                                                                 Примерные программы для государственного экзамена
состоящей из 3-х произведений. В 3-м семестре помимо исполнения кон-
цертной программы предусматривается показ оперной сцены с воспроиз-       Д. Россини             Ария Розины из оперы «Севильский цирюльник»
ведением всех партий, транспонирование одного произведения по выбору      С. Рахманинов          «Оне отвечали»
комиссии на тон, 1 произведения с листа.                                  В. Косенко             «Они стояли молча»
       В четвертом семестре исполнение 4 произведений, аккомпанемент      Г. Бауэр               «Минорный момент»
2 произведений с листа, одно из которых – транспонировка. Кроме того, в   Д. Верди               Коватина Леоноры из оперы «Трубадур»
зачет 4-го семестра включаются самостоятельно разученные с вокалистом     П. Чайковский          «То было раннею весной»
2 произведения (не знакомые певцу), исполнение части оперного клавира     Р. Глиер               «Жить, будем жить!»
(действие) с воспроизведением всех партий.                                С. Скотт               «Страна лотоса»
       В конце 6-го семестра проводится экзамен, в котором студент дол-   Н. Римский-Корсаков    Ария Марфы из оперы «Царская невеста»
жен исполнить 4 произведения концертной программы (1 произведение в       Ф. Штраус              Серенада
транспорте, 1 произведение с листа, а также продемонстрировать умение     С. Рахманинов          Я жду тебя
по чтению хоровой партитуры.)                                             С. Прокофьев           Мелодия №3
       В программу каждого зачета входит также коллоквиум, цель кото-     В. Моцарт              Опера «Свадьба Фигаро»: сцена Сусанны и Фи-
рого – выявить ориентировку студентов в оперном и камерном репертуа-                             гаро из 1 акта
ре, классификации голосов, знания вокальной терминологии и особенно-      Н. Раков               Поэма
сти нотной записи. Репертуарные требования на коллоквиуме должны          Ф. Шуберт              Весной
соответствовать порядку похождения материала в курсе истории музыки.      С. Рахманинов          Мелодия
                                   5                                                                         6