ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ВВЕДЕНИЕ
ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ
Предмет философии природы (натурфилософии). Философия природы и
её место в системе философского знания. Философия природы и естество-
знание: история и современность. Науки о природе и науки о культуре. Фор-
мы восприятия природы в истории культуры. Смыслы употребления понятия
«природа».
РАЗДЕЛ 1. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ
ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ
ТЕМА 2. ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ АНТИЧНОСТИ
Возникновение первых форм философии природы. Принципиальное
противопоставление рациональных способов познания природы мифоло-
гическому. Понимание природы как упорядоченного космоса. Космос как
нерасчленённое на отдельные части, как нечто целое.
Раннегреческая философия природы: природа как рождение из матери-
альных стихий. Природа как первостихия, как первоначало. Тождествен-
ность философии природы первой форме физического знания.
Становление онтологии и её влияние на углубление знаний о природе.
Представления о двух началах природы: единого и множественного, бытия
и небытия, неподвижного и подвижного. Разделение бытия на бытие по
мнению и бытие по истине. Учение о природе и учение о бытие.
Природа как формирование сущего. Взгляды на природу Анаксагора,
Пифагора, античных атомистов, Платона.
Учение Аристотеля о природе как самопорождении. Критика Аристоте-
лем платоновского разрыва философии природы и онтологии. Природа, по
Стагириту, - это живой организм с внутренней душой (энтелехией).
ТЕМА 3. ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Философия природы и христианская теология. Две линии понимания
природы: природа как источник зла и природа как проявление божествен-
ной мудрости. Символизм природных явлений. Онтология средневековой
философии, её влияние на философию природы. Природа как тотальность
бытия в воззрениях Августина. Тотальность природы и методы её исследо-
вания в учении Иоанна Скотта Эриугена (ранняя схоластика). Гармония и
синтез в онтологии Фомы Аквинского (зрелая схоластика). «Христианиза-
ция» Аквинатом философии природы Аристотеля.
ТЕМА 4. ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Пантеистическая картина мира и природа в натурфилософии Возрожде-
ния. Природа как красота, источник радости, наслаждения человека.
5
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ Предмет философии природы (натурфилософии). Философия природы и её место в системе философского знания. Философия природы и естество- знание: история и современность. Науки о природе и науки о культуре. Фор- мы восприятия природы в истории культуры. Смыслы употребления понятия «природа». РАЗДЕЛ 1. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ ТЕМА 2. ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ АНТИЧНОСТИ Возникновение первых форм философии природы. Принципиальное противопоставление рациональных способов познания природы мифоло- гическому. Понимание природы как упорядоченного космоса. Космос как нерасчленённое на отдельные части, как нечто целое. Раннегреческая философия природы: природа как рождение из матери- альных стихий. Природа как первостихия, как первоначало. Тождествен- ность философии природы первой форме физического знания. Становление онтологии и её влияние на углубление знаний о природе. Представления о двух началах природы: единого и множественного, бытия и небытия, неподвижного и подвижного. Разделение бытия на бытие по мнению и бытие по истине. Учение о природе и учение о бытие. Природа как формирование сущего. Взгляды на природу Анаксагора, Пифагора, античных атомистов, Платона. Учение Аристотеля о природе как самопорождении. Критика Аристоте- лем платоновского разрыва философии природы и онтологии. Природа, по Стагириту, - это живой организм с внутренней душой (энтелехией). ТЕМА 3. ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ Философия природы и христианская теология. Две линии понимания природы: природа как источник зла и природа как проявление божествен- ной мудрости. Символизм природных явлений. Онтология средневековой философии, её влияние на философию природы. Природа как тотальность бытия в воззрениях Августина. Тотальность природы и методы её исследо- вания в учении Иоанна Скотта Эриугена (ранняя схоластика). Гармония и синтез в онтологии Фомы Аквинского (зрелая схоластика). «Христианиза- ция» Аквинатом философии природы Аристотеля. ТЕМА 4. ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ Пантеистическая картина мира и природа в натурфилософии Возрожде- ния. Природа как красота, источник радости, наслаждения человека. 5
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 3
- 4
- 5
- 6
- 7
- …
- следующая ›
- последняя »