ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
из таких причин свидетельствует о том, что объекты
фундаментальных теоретических схем не всегда (а первоначально
почти никогда) не могут быть освоены ни в обыденном опыте, ни в
производстве. И вот здесь философское осмысление таких объектов
позволяет лучше представить перспективы избранного направления
научного исследования. Приведем такой пример, который использует
отечественный исследователь Гуревич П.С. «Совсем недавно биологи
открыли ген, который несет в себе завершение жизни природного
организма. Именно в нем заложена информация, которая исчерпывает
себя в распаде клетки, в смерти индивида. Вот она тайна конечности
человеческого существования, заведомый приговор к нашей погибели.
Кстати, ген опознан и с помощью лазера можно выжечь его. Человек
станет бессмертным … Только философ, благодаря своему призванию
обязан представить на суд специалистов древние интуиции –
предостережения, результаты огромной интеллектуальной работы
мыслителей, толкующих о загадках жизни и смерти»
3
. И, правда, как с
философской точки зрения, наивно выглядит мечта об обретении
бессмертия, тогда как древние считали «вечную жизнь» одним из
самых страшных наказаний.
Другой причиной неизбежности использования философских
оснований при формировании научной картины мира является
необходимость иметь механизм, на базе которого будет возможен
синтез научных представлений. Ведь при формировании общей
научной картины мира не происходит простое суммирование
специальных картин мира. При этом процессе, помимо совмещения
знаний, возникает также активное взаимодействие между
специальными картинами. По мнению В.С. Степина, такое
взаимодействие позволяет понять, какие из специальных картин мира
более востребованы. Это означает, что те науки, которые формируют
подобные картины мира, занимают лидирующее положение. А если
бы взаимодействия между специальные картинами мира не было, то,
следовательно, установить, какая наука на сегодняшний день
доминирует, было бы сложнее.
Третья причина использования философских оснований в ходе
формирования научной картины мира заключается в том, что они
задают эвристический потенциал для развития знания теории.
Используемые в процессе познания философские идеи и принципы
могут применяться для обоснования полученных результатов. Причем
не надо отождествлять эвристический потенциал и возможности
обоснования. Эвристический потенциал образуется за счет самого
широкого рассмотрения объекта исследования, которое возникает при
3
Гуревич П.С. Философия культуры. М., 1995. С. 41-42.
134
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 132
- 133
- 134
- 135
- 136
- …
- следующая ›
- последняя »