ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
признавался фактор опыта. Отсюда, идеалы и нормы исследования
строились на основе священных источников (Библия, сакральные
христианские тексты и т.д.). Такой подход был связан с тем, что
идеалом познания в средние века являлось представление, исходящее
из установки, будто познание мира представляет собой расшифровку
смысла, вложенного в вещи актом божественного творения. Вещи
воспринимались в таком свете посредством двойной интерпретации:
божественной и естественной. А поскольку божественная природа в
качестве познавательного объекта была недоступна человеку, то
таким образом утверждалась его ограниченность в собственных
познавательных возможностях. Следовательно, естественный уровень
объяснения событий нельзя признать удовлетворительным, что
значит, недопустимость опытных данных в качестве критерия истины.
В Новое время, когда меняются социокультурные представления, бог
утрачивает свое понимание в качестве первотворца. Это не означает,
что он перестает быть первотворцом, а из этого следует только то, что
божественная природа как особый уровень реальности уже не
существует в плане замкнутого мира, куда невозможно попасть. Бог
превращается в условие единства мира, понимаемого через образ
единого образования, состоящего из двух субстанции (материальной и
духовной). Отсюда, меняется и характер познания, а, соответственно,
и критерий истинности. Само познание обретает двойственность в
своей направленности: как движение духовной субстанции (разум,
рациональность) и как движение материальной субстанции (чувство,
опыт). Соответственно, и разные критерии истинности знания:
логическая непротиворечивость в русле рационального познания и
опытная проверка в русле эмпирического познания. То есть
философские идеи, возникшие в Средние века и Новое время,
определили характер идеалов и норм научного познания, которые
оказались совершенно не похожими по отношению друг ук другу. По
сути, философские идеи и принципы, выступающие в качестве
обоснований новых идеалов и норм, предстают как их новое
описание.
Подводя итог характеристике структуры научного знания,
можно резюмировать, что теоретическое знание формируется из трех
основных систем: теоретические схемы (фундаментальной и частной),
научной картины мира (общей, специальной, междисциплинарной и
их философскими основаниями), а также идеалов и норм научного
исследования (критериев доказательности и обоснованности,
критериев объяснения и описания, критериев организации и
построения знания и их философского анализа). В качестве
обобщающего фактора Степин В.С. в рамках обозначенных
141
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 139
- 140
- 141
- 142
- 143
- …
- следующая ›
- последняя »