Философия науки. Корниенко А.А - 98 стр.

UptoLike

Рубрика: 

прямой, непосредственный контакт между субъектом и объектом.
Понятно, что отсутствие подобного контакта вряд ли будет
способствовать элиминации вероятности и на уровне абстрактного
(теоретического) познания.
Абстрактное познание мира строится на основе мыслительных
процессов. Очевидно, что мышление не является непосредственной
формой отражения объективной реальности. Мышление, тем более
абстрактное, опосредованно, отвлеченно, конструктивно,
ориентированно на смыслопорождение, а не смыслопрочтение.
Мышление может отражать мир как послечувственное восприятие,
так и до (прогноз, предвидение). Причем в процессе мышления
возможно такое изображение свойств объективного мира, которые
могут быть недоступны чувственным способам восприятия (даже с
помощью приборов). Тем самым, мышление способно
самостоятельно, не опираясь на чувственный опыт, углубляться в
сущность предметов, явлений, процессов, существующих в мире. По
сути мышление расширяет наши границы мировидения, делает наши
способности в познавательной деятельности более адекватными.
Именно поэтому абстрактный (теоретический) уровень познания не
может избегать вероятностных форм постижения мира. Во-первых,
потому что этот уровень обладает самостоятельным статусом и не
зависим от чувственного познания, а, следовательно, может обойтись
без эмпирического подтверждения своих суждений это возможно
только через вероятностные способы функционирования). Во-вторых,
потому что абстрактный (теоретический) уровень познания в силу
способности мышления расширять границы мировидения человека
находится постоянно в «пограничном состоянии», на грани
«известного» и «неизвестного», а, следовательно, также вынужден
работать на основе вероятностных способов. Не случайно в
классической концепции науки одним из критериев истины являлась
практика, как форма реализации (проверки) вероятностных идей в
жизни.
Опять же практический критерий истины вновь порождает
вероятностный аспект научной познавательной деятельности. Ведь
практика по сути проявляется как точка соотношения абстрактного
(теоретического) мышления с чувственным (эмпирическим)
восприятием мира. Такое соотношение реализуется как своеобразная
мера («качественное количество»). Мера здесь будет выступать в
качестве величины относительной, а значит обозначенной на основе
определенных условий, что вполне имеет вероятностный характер.
Хотя эта же мера, с другой стороны, и есть фактор достоверности (но
до определенного времени).
98