Метафизика любви в творчестве Д. Мережковского и З. Гиппиус. Королькова Е.А. - 4 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

4
Философия с момента своего рождения стремится быть мудрос
тью, она направлена к примирению мысли и жизни, к превращению
в способ и искусство жизни. Метафизика как теоретическое и систе
матическое знание о смысле существования человека призывает лич
ность к гармонизации своего личного бытия с разумными принципа
ми универсального бытия.
Русские мыслители любовь возводят в принцип бытия. Принцип
утверждает любовь как первоначало бытия, как его движущую, вос
ходящую и объединяющую силу. Любовь, в их понимании, есть транс
цендентная сила, та сила, которая соединяет человека с «Ты» и об
разует соборное «Мы». В любви бесконечность бытия открыта чело
веку, а человек, в свою очередь, открыт к принятию мира.
Любовь есть экстатическое чувство переживания единения лич
ности с Другим – с Богом, миром, другой личностью, со своим глу
бинным «Я». Принцип любви полагает бытие как переживание, как
внутренний опыт ощущения человеком полноты бытия в единстве
восторга и страдания. Принцип любви содержит положение о том, что
само существование мира не может быть постигнуто посредством мета
физического слова, его существование есть очевидный факт, данный во
внутреннем опыте человека; в переживании любви мир открывается
человеку как проявление высшей реальности. Принцип любви обосно
вывает высшую реальность как таинственную и несказуемую.
В любви проявляется самолюбие человека к самому себе: к его духов
ному, метафизическому «Я». Глубинное «Я» человека раскрывается и
переживается в мистической любви: «В момент экстаза "Я" выходит из
своих пределов и расплескивается в бесконечном. Это одновременно ут
рата и выигрыш, доступ "Я" к более высокому образу бытия. Можно
было бы сказать, что самая возвышенная точка, которой может дос
тичь "Я", это точка, где оно ощущает потерю себя в чемто, совершенно
его превосходящем»
1
. В мистической любви душа человека касается
божественного, от этого прикосновения она сама загорается и стано
вится источником света для других. Восходящая любовь человека нис
ходит на землю и растрачивает, дарует себя окружающим.
Цель настоящей работы заключается в исследовании истории русской
мысли о любви. Развитие идеи Эроса на почве русской философской мыс
ли имеет интересную и драматическую историю. Русская философия воп
лотила мысль Платона о сущности философии как Эросе. Можно ска
зать, что в русской философии произошла встреча Логоса и Эроса, ока
завшая плодотворное влияние на развитие русской культуры в целом.
Задачей предлежащего исследования является концептуализация люб
ви, формирование концепта Эроса у русских мыслителей. Думаем, что дви
жение русской мысли об Эросе стремилось к синтезу всех высказываний о