Метафизика любви в творчестве Д. Мережковского и З. Гиппиус. Королькова Е.А. - 6 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

6
всегда была наполнена холодом, скукой, мглой, казенным духом. В
семье Мережковских было девять детей, Дмитрий был младшим, но,
как признается поэт, «в мертвом доме мы друг друга любили мало»:
Я не люблю родных моих, друзья
Мне чужды, брак – тяжелая обуза
3
.
Ссоры родителей, беспредельная жалость к матери, «мрачный и хо
лодный дом» сформировали у сына Дмитрия чувство ужаса и отвраще
ния к «семейной пытке». Отец часто уезжал в командировку, забирая с
собой жену и оставляя детей на попечении старой немки. Дмитрий глу
боко переживал одиночество: «всем чужой, один в толпе людей». И толь
ко спасительная любовь матери согревала и хранила его:
Под взорами возлюбленных очей
Я воскресал от холода и скуки,
От этих долгих безнадежных дней;
Пугливый, все еще боясь разлуки,
Не веря счастью, прижимался к ней:
Она глаза мне целовала, руки
И волосы, и согревала вновь
Меня, как солнце, вечная любовь
4
.
Выбранные нами поэтические строфы из поэмы помогают понять внут
ренний мир Дмитрия Сергеевича и ответить на вопрос, почему современ
ники не любили его. «Его мало любили, мало кто за всю его долгую жизнь
был и близок к нему. Было признание, но не было порыва, влечения,
даже доверия, – в высоком, конечно, отнюдь не житейском смысле этого
понятия», – такие слова о Мережковском напишет поэт и критик
Г. В. Адамович (1892–1972)
5
. Люди, близко знавшие Дмитрия Сергее
вича, писали о холоде, идущем из его души. В. Розанов, Н. Бердяев,
А. Блок, А. Белый указывали на эгоизм, самотность Мережковского и
его внутреннюю обособленность и отчужденность от людей. Поэт был
невнимательным к личности в целом и нечутким к ее душевному настрою,
человек был интересен ему только той своей духовной стороной, которая
находила отклик в нем самом, резонировала с его идейной устремленнос
тью. Можно предположить, что нравственная стужа родной семьи «за
морозила» сердце Дмитрия, сделала его бесчувственным и безучастным к
людям и их повседневности. Корни его нелюбви ко всему родовому и от
рицанию брака как института для потомства находятся так же в том
равнодушии, которое было в их многочисленном семействе.
В поэме автор пишет о влюбленности в прелестную девочку, о не
винной любви «без имени, без звука, без слезы». Однако, чуть заро
дившись, чувство в холодной атмосфере жизни быстро угасло. Поэт
признается, что никого больше не любил так пламенно и нежно.