Метафизика любви в творчестве Д. Мережковского и З. Гиппиус. Королькова Е.А. - 8 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

8
Душа озарена, но вербализовать невозможно высокое чувство. Ее
дух коснулся мистической реальности, но эту реальность надо осоз
нать, надо понять то, что интуитивно переживаешь, ведь без пони
мания жить нельзя.
Мне кажется, что истину я знаю –
И только для нее не знаю слов
8
.
Зинаида Николаевна убеждена, что только осознанная воля спо
собна создавать личность. Для сознания нужны слова. На эту тему
в ее прозе можно прочитать удивительные строки. Воспроизведем ди
алог Андрея и Марии в рассказе «Suor Maria» («Синьорина Мария»).
– «Без слов нельзя. Можно знать без слова. Но тогда только для себя.
А для других, для всех… – она затруднилась, – то есть чтобы с другим
вместе дальше узнавать, дать ему, если нужно, как же без … одного слова?
В слове один другому … друг другу … и всем – передают.
– Я не понимаю, сказал Андрей сухо. – Какое слово? Что передают?
– Может быть, я не вполне хорошо говорю. Но я иначе не умею. Ну вот,
о твоем: как жить? как любить? ну и все вообще… Ведь все, многомного
людей, думают и мучаются, и уже знают, что так, как они живут и любят
– так… не очень хорошо… Понимаешь? А как иначе – не знают. И если бы
я и знала как иначе, – то что ж? Надобно не это, а слово, в котором это
вмещалось бы, и чтобы слово говорилось, и открывалось – многими вмес
те… Кто не знает одного слова – тот еще ничего не знает»
9
.
Слово, о котором говорит Мария, автор не называет, но отрицает в
качестве такового «любовь», «жизнь», «бога». Можно предположить,
что им является «свобода». Вера автора в слово, в его смысл и содержа
щую в нем истину лежит в основе философского логоцентризма.
Зинаида Николаевна с ее метафизической устремленностью и раз
витым умом рано поняла, что без идеи человеку жить нельзя, что без
мировоззрения как твердого и объединяющего фундамента жизни
человек может не состояться в качестве личности. Всякое человечес
кое желание есть утверждение бытия того, к чему желание направле
но. Писательница считает, что желание не возникает из пустоты и в
пустоту не уходит. «Вообразительное бытие ценностей» имеет гро
мадное влияние на реальность: «Мечта, воображение, идея, – есть
предварительная стадия бытия чегонибудь. Во всяком случае, един
ственная возможность бытия. Пока «человечество» жило в идее,
оно могло реализовываться. А если «погасить идею в уме?». С ней,
естественно, гаснет воля, что же остается? Ничего, меньше пустого
места»
10
. Жизнью, убеждена Зинаида Николаевна, нужно управ
лять, ее необходимо преображать с помощью идеи. Но какому симво
лу можно вручить свою единственную жизнь? Зинаида Николаевна
доверит свою жизнь Слову, Любви, Свободе и Служению человечеству.