Метафизика любви в творчестве Д. Мережковского и З. Гиппиус. Королькова Е.А. - 10 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

10
Дмитрия Сергеевича, русские коллеги его не любили, на родине «он
был столько раз осмеян и ни разу не был внимательно выслушан»
14
.
Его считали европейским писателем за знание всемирной культу
ры и невнимание к собственно русским темам, за начитанность и ото
рванность от жизни. К. Чуковский писал о нем: «Д. С. Мережковс
кий любит культуру, как никто никогда не любил ее. Любит все эти
«вещи», окружающие человека, созданные человеком для человека,
и кажется – вынь Мережковского из культурной среды, из книг, ци
тат, памятников, идеологий, оторви его от Марка Аврелия и Досто
евского, Софокла и Леонардо да Винчи, – и ему нечем будет жить,
нечем дышать, и он тотчас же погибнет, как медуза, оторванная от
морского дна»
15
.
Творческий дуэт Гиппиус и Мережковского – уникальное явление
в мировой культуре. Они друг друга духовно обогащали и эмоцио
нально поддерживали на протяжении 52 лет их совместной жизни.
Каждый был гармоничным дополнением другого. Дмитрий Сергее
вич в открытом письме к Н. Бердяеву писал о своем состоянии одино
кого человека: «Я испытывал минуты такого одиночества, что ста
новилось жутко; иногда казалось, что или я нем, или все глухи; …
Если я не впал в отчаяние, если сохранил надежду, то только благо
даря тому, что, будучи один в литературе, в жизни я не был один…»
16
В. Злобин (1884–1967) анализирует отношения между Мереж
ковскими через призму половых категорий: «Как это ни странно, по
крайней мере на первый взгляд, в их браке руководящая, мужская
роль принадлежит не ему, а ей. Она очень женственна, он – муже
ствен, но в плане творческом, метафизическом, роли перевернуты.
Оплодотворяет она, вынашивает, рожает он. Она – семя, он – почва,
из всех черноземов плодороднейший. В этом, и только в этом смысле
он – явление исключительное, небывалое, единственное. Его произ
водительная способность феноменальна. Гиппиус угадывает его на
стоящую природу, скрытое в нем женское начало, и лишь по неопыт
ности – ведь ей всего девятнадцать лет – не чувствует внутренней
слабости за внешним блеском, которым он ослепляет «литератур
ный» Боржом (его ослепить, кстати, было нетрудно). Его восприим
чивость, его способность ассимилировать идеи граничит с чудом. Он
«слушает порами», как она говорит, и по сравнению с ним она – груба.
Но у нее – идеи, вернее, некая, еще смутная, не нашедшая себе выраже
ния реальность, как бы ни на что не похожая, даже на рай, – новая
планета: «Какие живые, яркие сны!» – это все, что она может сказать»
17
.
Для рождения ребенка необходимо соединение оплодотворяющей
силы – мужского начала и рождающей природы – женского начала.
В творческом мире рождение идей связано также с притяжением