Метафизика любви в творчестве Д. Мережковского и З. Гиппиус. Королькова Е.А. - 11 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

11
мужского и женского полюсов духовной силы, которым соответству
ют две функции сознания – интуиция и логика: в творческом процес
се логическое мышление оформляет образы воображения в мыслефор
мы, тем самым переводя неизреченное чувствознание в словесную плоть.
Согласно мысли Гиппиус, душа человека имеет пол, который противо
положен естественному полу. Такое суждение разделяет поэт и мысли
тель М. Волошин: «Пол души обратен полу тела. Интуиция несет муж
ские функции: оплодотворение. Логика – женские: рожает»
18
.
Только с этой позиции можно говорить о сильном мужском начале
Гиппиус, о ведущей интуитивной функции ее сознания, с помощью ко
торой она вдохновляла и оплодотворяла женскую – логическую силу
Мережковского. В этом сила их символического бракосочетания душ:
Мы два различных бытия,
Мы зеркала – и ты, и я.
Я все возьму и углублю,
Но, отражая, – преломлю
19
.
В своем воспоминании о Мережковском Зинаида Николаевна пи
сала о мистической стороне единения ее души с душой мужа.
Призвание любви Гиппиус видела в служении другому – любимо
му, она относилась к творчеству писателя с полной самоотдачей, уча
ствуя всегда вместе в творческих союзах и сопровождая его во всех
путешествиях к местам событий его будущей книги. С этой целью
они посетили Италию, Испанию, Константинополь, озеро Светлояр
в городе Китеж… Именно по ее инициативе были созданы Религиоз
нофилософские собрания и журнал «Новый путь».
В статье «Брак писателя», опубликованной в 1933 году, Гиппиус
ставит вопрос: какой должна быть, в идеале, жена большого писате
ля? Кто из жен к идеалу приближались? Автор статьи выбирает Со
фью Андреевну Толстую и Анну Григорьевну Достоевскую в качестве
тех лучших женщин, которые создают наиболее счастливые браки
замечательных людей, великих писателей. Эти жены в браке были
«хранительницами избранных сосудов»
20
. Правда, брак Л. Н. Тол
стого, по мнению автора, был более совершенным, так как гений не
только любил, но и был влюблен до старческих лет в одну только
Софью Андреевну. Зинаида Николаевна отличала влюбленность –
чувственность от любви духовной, лежащей в основе их брака с Дмит
рием Сергеевичем. Можно предположить, что в браке с ним ей не хва
тало чувственности, нежности, а неугасимая потребность в любов
ном прикосновении приносила ей страдание, так как чувственное
желание другого несовместимо с идеалом чистоты, с данным обетом
целомудрия и единственностью любви: