Составители:
Рубрика:
12
Любовь одна, как смерть одна
21
.
Если трудно встретить признание современников в любви к Мереж
ковскому, то в отношении Гиппиус чувство восхищения ею не редкость.
К Зинаиде Николаевне относились тепло В. Розанов, А. Блок, Г. Ива
нов. Н. Бердяев писал о ней: «Многое можно понять о Мережковском,
читая замечательные стихи З. Н. Гиппиус (Мережковской) и некоторые
более значительные ее статьи. [Гиппиус очень значительное, единствен
ное в своем роде явление, не только поэзии, но и жизни]. Ее тоска по
бытию, ее ужас холода и замерзания должны потрясти всякого [кто с
любовью всмотрится в черты ее единственного облика]…»
22
Когда срав
ниваешь стихи Антона Крайнего и его прозу, то видишь их колоссаль
ную разницу: проза всегда лучиста, в ней много света и тепла, в стихах
же содержится так много боли и страдания, ибо именно лирика есть
жизнь, пропущенная через сердце поэта.
Стихи Гиппиус, написанные в 1889–1903 годах, передают состоя
ние человека на грани самоубийства: бессилие, одиночество и страх тер
зают душу лирического героя. В самих названиях стихов угадывается
безысходность лирического героя и предчувствие неотвратимой гибели:
«Крик», «Бессилие», «Пыль», «Мертвая заря», «Глухота», «Конец».
В «Молитве» (1897) звучит призыв к Богу с просьбой о смерти:
Жизни мне дал унижение,
Боль мне послал непонятную…
К Давшему мне унижение
Шлю я молитву невнятную.
........................................
Прежнее дай мне безмолвие,
О, возврати меня вечности…
Дай погрузиться в безмолвие,
Дай отдохнуть в бесконечности!..
23
Дактиль (размер античного стиха с трехсложной стопой с ударе
нием на первый слог) помогает передать мрачное душевное состояние
лирического героя, а изобилие многоточий придает стихотворению
напряженность и взволнованность. Многоточие как невербальная
часть строфы даже более значимо, чем вербальная, так как именно
оно передает противоречивость и сложность душевного мира лири
ческого героя. Многоточие как один из самых экспрессивных семан
тических знаков передает внутреннюю боль, которая еще больше уси
ливается от невозможности высказать ее другому. Герой просит без
молвия, понимая, что невозможно с помощью речи полностью выра
зить ощущение абсурдности бытия. Повтор слов «унижение», «без
молвие» подчеркивает безысходность лирического героя, повторяюща
яся просьба о смерти придает стихотворению еще больший трагизм.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 10
- 11
- 12
- 13
- 14
- …
- следующая ›
- последняя »