Составители:
Рубрика:
13
Современники писали, что Гиппиус вела себя в обществе всегда
както странно, причудливо, неестественно, играя какуюто «про
тивную» для окружения роль. Эксцентричное поведение писатель
ницы способствовало множеству сплетен вокруг ее имени: Гиппиус
называли и Мадонной, и ведьмой. Складывалось впечатление, что
этот спектакль нравился Мережковским: в нем Зинаида Николаевна
пыталась скрыть свое подлинное лицо. В задушевной беседе, наеди
не с другим человеком, она, напротив, очаровывала собеседника, чув
ствовала его душу и благотворно воздействовала на нее.
Душой она рвалась к чуду, к тому, чего нет на свете, но, должно
быть, Мережковские прилагали сверхъестественные усилия сотво
рить чудо. Речь идет о создании общества посвященных или о тай
ном религиозном братстве, некой своеобразной семьекоммуне, заро
дыше будущей вселенской церкви Святого Духа. Тайное общество
было основано на взаимном эротическом притяжении посвященных
и запрете на сексуальные отношения в любых формах их проявле
ния. Аскеза призвана охранять идеал девства. Символом чистоты
выступала сама Зинаида Николаевна, а ее белые наряды и заплетен
ная девичья коса манифестировали символическое тело. Эзотеричес
кое общество, основанное на Любви, призвано создать «новую» твор
ческую личность; с помощью сублимированной сексуальной энергии
поднять ее в сферу Духа – к Богу. Мережковские убеждены, что вос
хождение к Богу нужно осуществлять в жизни.
Эзотерическое общество продолжительное время состояло из шес
ти человек, вернее, из двух групп по три человека в каждой. Мереж
ковский, Гиппиус и Философов составляли одну семью, а две сестры
Зинаиды Николаевны и Карташев – другую.
В семье Гиппиус было четыре сестры и только самая старшая из
них – Зинаида Николаевна вышла замуж. Боготворили старшую се
стру Татьяна Николаевна (1877–1957) и Наталья Николаевна
(1880–1963), красавицы Тата и Ната (так близкие звали сестер).
Анна Николаевна (1875–1942), врач по образованию, сохранила
свою независимость от влияния Мережковских и была вполне обыч
ной женщиной, влюбленной «попросту, подавнишнему» в женато
го человека. Талантливая художница Татьяна создала ряд портре
тов современников: А. Блока и его жены, А. Белого, Л. Бердяевой,
В. Розанова. Скульпторы, влюбленные друг в друга, Наталья Никола
евна и В. Кузнецов имели общую мастерскую при Академии художеств.
После отъезда Мережковских и Философова за границу, сестры и
Карташев с Кузнецовым (весной 1907 г. он покинул общество и тай
но женился на художнице) жили в их квартире, ежедневно исполняя
религиозный устав. «Совместная жизнь, взаимные исповеди, мно
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 11
- 12
- 13
- 14
- 15
- …
- следующая ›
- последняя »