Составители:
Рубрика:
14
гочасовые ночные разговоры, чтения и вечерние молитвы и «целова
ния» перед сном влюбленных друг в друга молодых людей раздражали и
обостряли подавляемую и изгоняемую по уставу чувственность»
24
.
Антон Владимирович Карташев (1875–1960), профессор Петер
бургской духовной академии (с 1917 по 1919 г. – оберпрокурор Свя
тейшего синода), не выдержал испытания на обет безбрачия: он влю
бился в Тату, как когдато был влюблен в Зинаиду Николаевну. Тата
ответила ему взаимностью. Их личная любовь полна смятений и стра
даний, они не смогли отстоять право на личную чувственность перед
лицом иерархов семьи.
В мае 1906 года Карташев написал З. Гиппиус: «Мучусь, ревную,
не сплю и прихожу часто к безотрадному выводу, что надо бежать
вон, бросить общую жизнь, забыть, не встречаться. Не с желанием
изменить делу, но, конечно, с фактическим неучастием. Последствия
грустные. Но сил моих нет выносить эту пытку сдирания с меня плоти
и крови, т. е. лишения меня влюбленности личной любви»
25
. Он гово
рил З. Гиппиус о лживой и полуэгоистичной сути бестелесной любви.
В 1919 году Карташев эмигрировал за границу, в 1922 году он
женился. В 1929 году сестры Татьяна и Наталья были высланы в
Новгород, в старости, как и в молодости, они всегда были вдвоем,
ведя монашествующий образ жизни.
Осознанный эзотерический опыт с любовной энергией, с ее воз
буждением и дальнейшей сублимацией, полон драматизма и личной
трагедии. Можно согласиться с содержанием письма сестры Анны:
«В жизни столько потрясающе горького, что поднимется ли рука
искусственно создать новую горечь. Все, вами испытываемое, может
быть, и очень велико, но внежизненно. Собственно, тут есть некото
рая неточность – она не вне вашей жизни, но вне всеобщей, а спасет
ли это? Замкнуться можно, но ведь тут эгоизм, тут и слабость и жес
токости есть много»
26
. Постоянная вечерами исповедь влюбленных
о своих тайных переживаниях и их дальнейшем толковании и иско
ренении напоминает практику психоаналитического сеанса.
Опыт Мережковских по исследованию любовной энергии есть уни
кальное явление в культуре. Можно уверенно сказать в отношении
Д. С. Мережковского и З. Н. Гиппиус, что их символы любви помога
ли им творить и жить.
Дмитрий Владимирович Философов (1872–1940) прожил в семье
Мережковских 15 лет. Гиппиус писала о нем, что он «был высоким,
стройным, замечательно красивым» и был влюблен в обоих Мереж
ковских: «Впрочем, я не сомневаюсь и теперь, что Д. С. любил он
искренно, даже нас обоих. Как и мы его. За пятнадцать лет совмест
ной жизни можно было в этом убедиться»
27
. Зинаида Николаевна
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 12
- 13
- 14
- 15
- 16
- …
- следующая ›
- последняя »