Составители:
Рубрика:
3
ВВЕДЕНИЕ
Самосознание людей, живущих в России на рубеже XIX–XX столе
тия, было обеспокоено проблемой выхода из духовного и экономичес
кого кризиса страны. Творческая интеллигенция напряженно осмыс
ляла причины упадка культуры и искала пути воодушевления граж
данского творчества. В усилении религиозной индифферентности лю
дей, в кризисе семьи и брака, в эгоизме мыслящие люди видели причину
болезни общества. Угасание идеи «человека», «семьи», «любви», «ма
теринства», «женственности», «жертвенности», «Отечества» привело
к духовной деградации человека и к очевидной абсурдности его бытия.
Отмирание этих ценностей, опустошение их имен непременно сказыва
ется на принижении самой жизни. Заключение Эроса в рамки чистой
физиологии и разврата огрубляет чувственность, лишает взаимоотно
шения красоты и лиризма, ведет к бессилию творчества.
Путь к возрождению творческого потенциала отечественного духа и
рождению новой жизни мыслители видели в том, чтобы освятить и воз
высить любовь и семью. Для этого надо было возродить их религиоз
ный смысл. Такие мыслители, как В. Розанов и Д. Мережковский, об
ратились к православию за помощью, видя в нем творческие основы
для построения культуры на новых основах. Писатели критиковали
отчужденную позицию церкви от реальных запросов жизни и от вопро
сов культуры и требовали от церкви изменить свое отношение к браку,
семье, полу, любви, материнству. Мыслители призывали богословов
прочитать Священное Писание поновому, расковать и разбудить сло
ва о браке и любви, докопаться до истинного и безусловного их смысла.
В тексте лекции осуществлен анализ выступлений по проблеме се
мьи и пола участников Петербургского Религиознофилософского со
брания, а также представлено исследование метафизики пола в творче
стве В. Розанова.