Русская философия: В. Розанов и метафизика пола. Королькова Е.А. - 5 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

5
В ситуации духовного кризиса, прежде всего, виновна Церковь, она от
странилась от активной общественной жизни, не участвует в культур
ном движении страны, не освящает и не благословляет реальные запро
сы людей. Проповеди священников о Земле, как «юдоли плача и скор
би», привели к разъединению сил интеллигенции и Церкви.
В своем докладе В. Тернавцев признал великие заслуги передовой
интеллигенции – учителей, писателей, врачей – в гражданском служе
нии. Отечественная интеллигенция сильна своей самоотверженностью,
она обладает высокими нравственными идеалами и высшим сознанием
своего единства с народом. Дело совести и высшей свободы для интел
лигенции является святыней, творцам культуры свойственно ставить
вопросы о смысле существования человека и мучиться над их разреше
нием. Но сейчас интеллигенция переживает тяжелый нравственный
кризис, жажда высшей жизни привела лучшие умы к церкви. По убеж
дению Тернавцева, русская церковь поставлена перед лицом великой
задачи: осознать серьезные искания интеллигенции, а также прило
жить свои дарования для разрешения волнующих вопросов.
А беспокоили людей культуры следующие вопросы: отношения цер
кви и интеллигенции, Лев Толстой и Русская церковь, свобода совести,
дух и плоть, пол и брак, догматическое развитие христианства. В деба
тах по этим проблемам столкнулись два разных мира: светский и цер
ковный. Высказывания с обеих сторон были предельными, искренни
ми и жгучими; полемика всколыхнула культурную жизнь не только
СанктПетербурга, но и других городов России. Собрания были «един
ственным приютом свободного слова». Зал обсуждений всегда был по
лон слушателями, вместимость его составляла 200 человек. О деятель
ности Собрания говорили далеко за пределами стен Географического
общества. Распространению дискуссионных речей способствовала их
публикация в журнале «Новый путь», который специально был создан
для печатания стенограмм заседаний Собрания. Первый номер журна
ла вышел в ноябре 1902 г.
Невероятное свободомыслие заключало в себе опасность, и поэтому
5 апреля 1903 г. вышел указ Синода о запрещении Религиознофилософ
ского собрания, последнее – 22е заседание состоялось 19 апреля 1903 г.
В скором времени прекратил свое существование и журнал «Новый
путь»: последний номер журнала вышел в декабре 1905 г.
И хотя в первые годы нового века цель единения церкви и лиц светс
кой культуры не была достигнута, зато в годы эмиграции произошло
сближение светского и церковного миров. Важно то, что преемниками
Религиознофилософского собрания стали философские общества в
Петербурге, Москве и Киеве. А деятельность журнала была возобнов