Составители:
Рубрика:
6
лена в номерах «Вопросы жизни». Да и вообще, Россия в эту эпоху от
личалась небывалым расцветом философии и искусств: «…тогда было
опьянение творческим подъемом, новизна, напряженность, борьба,
вызов. Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной фило
софской мысли, расцвет поэзии и обострение эстетической чувствитель
ности, религиозного беспокойства и искания, интереса к мистике и ок
культизму. Появились новые души, были открыты новые источники
творческой жизни, видели новые зори, соединяли чувства заката и ги
бели с чувством восхода и с надеждой на преображение жизни».
2
Проблемы, впервые сформулированные на заседаниях Собрания, об
суждались в течение всего ХХ века на страницах философской литерату
ры, а также в «домашних» кружках. Интеллектуальная элита общества
собиралась в различных салонах, таких как: «розановские воскресения»,
«среды» Дягилева, «воскресенья у Мережковских», «Башня» у Иванова.
Самой зажигательной стала проблема любви. Можно сказать, что мотив
пола был ведущим мотивом полемики, своеобразным камертоном дискус
сии. Ведущими солистами на заседаниях были Василий Васильевич Роза
нов и Дмитрий Сергеевич Мережковский, к 1901 г. уже известные в Рос
сии писатели. Они же и были авторами проекта Собраний и главными
вопрошателями духовенства, а также одними из тех представителей ин
теллигенции в России, о которых так пламенно говорил первый доклад
чик. Приведем следующее обращение Д. Мережковского к духовенству:
«Мы умираем от скорби пола, от невозможности проникнуть в эту тайну…
Я говорю так: мы, светские люди, относительно тайны брака так же беспо
мощны, как беспомощно теперешнее состояние церкви. Мы ничего не зна
ем. Нам надо бы только одного – чтобы и представители церкви вместе с
нами признали некоторую нашу общую несостоятельность в вопросе о бра
ке, признали бы, что мы здесь одинаково беспомощны, и начали бы общи
ми силами молить Бога, чтобы явилось какоенибудь разрешение».
3
Состав участников Собрания был разношерстным: среди представи
телей духовенства были чиновники, иерархи церкви – от епископа до
простого священника, а также профессора и доценты Духовной акаде
мии. Степень подготовленности этой аудитории была очень разной.
Светская сторона была представлена писателями, поэтами, философа
ми. Главными действующими лицами заседаний были те же Мережков
ский и Розанов. Хотя литераторы были друзьями и соратниками в дви
жении «нового религиозного сознания», однако в отношении принци
пов пола, брака и семьи взгляды Розанова были полной антитезой
2
Бердяев Н. А. Самопознание. Л.: Лениздат, 1991. С. 140.
3
Записки петербургских Религиознофилософских собраний. С. 228.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 4
- 5
- 6
- 7
- 8
- …
- следующая ›
- последняя »