Русская философия: В. Розанов и метафизика пола. Королькова Е.А. - 8 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

8
прежних отношений к своей жене как предмету наслаждения и собствен
ности и замена их отношениями безусловно бесстрастного характера – есть
подвиг: это есть великое дело, оздоровляющее самые источники жизни.
Борьба с грехом в браке – возвышеннейший тип аскетического делания …
оно делает брак подвигом и личного, и родового совершенствования и по
физической, и по духовной стороне. И конечно, ясно, что подвиг здесь не
чисто духовный, но физический; физическое страдание».
4
Заметим, что
процитированная речь принадлежит человеку, отличавшемуся в среде ду
ховенства более свободными взглядами на брак, просвещенному публика
циями В. Розанова на тему пола. Выступление о. Михаила было подверг
нуто критике со стороны ортодоксов как недопустимое толкование брака.
В чем же состояло расхождение во взгляде на брак между о. Михаилом и
консервативным духовенством?
Отец Михаил признал святость физического желания, его чистоту
только в том случае, если половое единение осуществляется в целях со
зидания новой жизни: «Радость единения и есть экстаз любви к будуще
му ребенку».
5
Но добавил, лучше бы этот экстаз был бесстрастным. Толь
ко деторождение может оправдать физическую сторону супружества.
Консервативная сторона все же придерживается мнения, что дето
рождение распространяет грех и грешников на земле.
В этой атмосфере осуждения плотских желаний взгляды В. Розано
ва и Д. Мережковского были дерзкими и еретическими.
Розанов как признанный «корифей брачного вопроса» является зна
мением времени: «Этот русский мыслитель ставит вопрос о браке ко
ренным образом и ищет его разрешения в метафизике. Его сочинения
представляют такое новое явление нашего русского самосознания, по
добного которому не было в Западной Европе. Так как это необычай
ный логический ум, то мне, любящему и уважающему его, кажется, что
он в сердце мое пускает стрелы молниеносных слов. По крайней мере,
он на меня так действует и глубоко влияет на мое сердце».
6
Эти слова
принадлежат священнику И. И. Филевскому.
А. И. ДоливоДобровольский также высоко оценил творчество фи
лософа: «Розанов – опасный соперник. Он чародей, влюбляющий в себя
врагов. Над его книгами были пролиты слезы. Когда он умрет, русские
женщины поставят ему памятник. Он поэт; он читал звездное небо и
слушал морскую волну. Неизъяснимая прелесть его недомолвок будет
еще долго трогать сердца».
7
4
Бердяев Н. А. Указ. соч. С. 219.
5
Там же. С. 218.
6
Там же. С. 289.
7
Там же. С. 332.