Составители:
Рубрика:
10
щая и непоколебимая сила Розанова заключалась в том огромном эм
пирическом, биографическом материале своих современников, который
он использовал для иллюстрации и доказательства своей правоты.
Аргументами ему служили тексты Ветхого Завета, исторические источ
ники Вавилона и Древнего Египта, а также творчество Н. Гоголя,
Л. Толстого и Ф. Достоевского.
В. Розанов убежден в существовании тайны пола, ведущей к таин
ствам бога, мира и человека. С этими мыслями он обращается к церкви,
священникам, чтобы вместе помочь выпрямить религиозное сознание о
поле, увидеть ограниченность христианской мысли и дать свободу пол
ному откровению истины пола. Мыслитель выступает с требованием
изменить представление о таинстве брака, возвысить его обрядовую сто
рону, убрать слова «Жена да боится своего мужа» и наполнить культ
венчания радостью и ликованием. И тогда «польются звуки мистичес
кой любви, слова заговорят о звездах, о цветах, о томлениях влюбле
ния, о лунной ночи и томительных ожиданиях, о завтрашних объяти
ях и поцелуях».
12
Эта же мысль звучит и в следующих словах Розано
ва: «Так и венчание: полейся его тоны, мистические и несколько страс
тные по задачам плотского союза, в музыку церковную, в живопись цер
ковную, и церковь вся начала бы преображаться».
13
Позиция Розанова была подвергнута критике со стороны друга и
оппонента – Мережковского, который ценил истину дороже дружбы.
Обратимся к речам Дмитрия Сергеевича Мережковского, произне
сенным в стенах Географического общества.
Талантливый русский писатель, мыслитель и критик Д. Мережков
ский был главным зачинщиком Собраний и самым активным их участ
ником: его речи и заметки сопровождали все заседания. В своих выс
туплениях философ страстно вопрошал и предельно испытывал духо
венство. Мережковский возлагал надежду на встречу с представителя
ми церкви, мечтая о вселенском православном Соборе и о последующих
великих реформах церкви. Им двигало сильное предчувствие грядуще
го конца света, приближение эпохи Апокалипсиса (греч. apokalypsis –
откровение). Апокалипсис или «Откровение святого Иоанна Богосло
ва» – название завершающей книги Нового завета, повествующей о пос
ледней битве с силами зла и наступлении Божьего царства, главным
событием которого станет воскресение умерших праведников.
Все мироощущение и миропонимание писателя было пронизано эс
хатологией, будущим состоянием человечества – Богочеловечества.
12
Бердяев Н. А. Указ. соч. С. 261.
13
Там же. С. 260.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 8
- 9
- 10
- 11
- 12
- …
- следующая ›
- последняя »