Составители:
Рубрика:
12
свершившимся фактом «отпадения» писателя от церкви. Он объяснил
причину случившегося: «Но истинный Л. Толстой, великий язычник …
не отпадал, да и не мог бы отпасть от христианства, уже по той причи
не, что он и не был никогда христианином. Язычество истинного
Л. Толстого есть нечто первородное, первозданное, никакими водами
крещения не смываемое, не растворимое, потому что слишком стихий
ное, бессознательное».
17
В этой работе Мережковский раскрыл принцип всемирной истории:
«Надо же понять раз навсегда: язычество, по крайней мере на своих
последних высших пределах, например в эллинстве (Софокл, Сократ,
Платон) не есть нечто навеки противоположное христианству, а лишь
дохристианское и вместе с тем неизбежно ведущее к христианству;
преображенное язычество включается в христианство, как преображен
ная плоть включается в дух».
18
В работе «Толстой и Достоевский» критик писал: «Язычество Тол
стого – прямой и единственный путь к христианству Достоевского. Тай
новидение духа у одного отражается и углубляется тайновидением пло
ти у другого, как бездна неба бездною вод. Они перекликаются, разны
ми голосами говорят об одном и том же».
19
В докладе «Гоголь и о. Матвей» Мережковский высоко оценил твор
чество Гоголя, так как художественные образы писателя выражали идею
святой плоти и воплощенного духа. Гоголь вообще «коснулся той оси»,
от колебания которой зависит мировой поворот христианства.
Мережковского мучил вопрос, как возможно достичь святости пола
в земной жизни? Путь к святой плоти мыслитель видел в половой люб
ви. Любовь и есть та нить Ариадны, которая ведет влюбленных к свя
той плоти. Философ указывал на непонимание Розановым всей глуби
ны вопроса о поле, незнание истины преображенного пола. А ведь, на
помнил Мережковский слушателям, еще В. Соловьев писал о преобра
жении пола и разработал концепцию любви в работе «Смысл любви».
Розанов же, и в этом его основной недостаток, сводит пол только к бра
ку, семье, деторождению. Он не понимает автономии пола, святого пола,
его ноуменальной сути. Пол есть пластическая реальность, бессозна
тельно ищущая свою форму.
Мережковский поднимает любовь до ее высшего измерения – религиоз
ного. Писатель оживляет евангельское положение «Будете два в плоть
едину», напряженно ищет реальный смысл этой формулы, призывает ауди
17
Бердяев Н. А. Указ. соч. С. 54.
18
Там же. С.
19
Там же. С. 55.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 10
- 11
- 12
- 13
- 14
- …
- следующая ›
- последняя »