Русская философия: В. Розанов и метафизика пола. Королькова Е.А. - 14 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

14
В чувственности мы обретаем телесный опыт: «тело открывается нам
изнутри, в категории психического», «в сладострастии именно это чув
ство тела собирается в одну точку».
23
«Все сознание тогда уходит в
плоть, как ни в каком другом отправлении тела – ни в питье, ни в обо
нянии, ни в слухе… Здесь всегда maximum плоти, ее фортиссимо».
24
В бессознательном состоянии, в безумии мир проваливается в небы
тие, происходит как бы его «мысленное всеубийство». Поразительнее
всего то, удивляется Тернавцев, что в этом чувстве безответственности
и слепоты засевается новая жизнь. Чувственность живет противоречи
ями: на дне сладострастия возникает какаято беспредметная, глубо
кая, жгучая печаль.
С другой стороны, чувственность пробуждает чувство красоты и яв
ляется источником религиозного мистицизма. Мистика (греч. mystika
таинственные обряды, таинство) – вера в возможность непосредствен
ного общения человека с потусторонним миром. Мистическая вера тес
но связана с мистериями – тайными религиозными обрядами, культи
вирующими это чувство.
Тернавцев различает языческую мистику и христианскую. В Древ
ней Греции, Вавилоне и Египте были мистерии, практикующие эроти
ческие культы, «отчаянные опыты» с фаллическим началом. В этих
культурах путь постижения тайн мира угадывался в тайнах плоти.
Тернавцев пытается постигнуть психические и физиологические ос
новы мистики космоса. Безмерность любовного чувства может изли
ваться на космос, и тогда весь мир переживается как живой и таин
ственный. В сладострастии встречается бездна плоти с космической без
дной: «Тогда в сладострастии является особое демоническое исступле
ние, в молниях которого познается расплавляемость плоти, т. е. введе
ние «сего тела греха» в область субъективного. В чувстве тела тогда
разверзается темная бездна и открывается странное, таинственное един
ство этой бездны с бездной междузвездной. Это сатанинская тайна о
плоти».
25
Христианский мыслитель называет ее ложной религией.
Тернавцев уверяет, что попытка возродить в России эротические
культы и мировой пантеизм древнего Востока невозможна. Возрожде
ние язычества будет похоже на «пир во время чумы», поскольку миро
вая трагедия неизбежна.
Прения о браке продолжались в течение пяти заседаний, заключи
тельное слово произнес В. В. Успенский (1876–1930), профессор Пе
тербургской духовной академии. Он сказал, что главные вопросы, по
23
Бердяев Н. А. Указ. соч. С. 335.
24
Там же. С. 336.
25
Там же. С. 337.