Составители:
Рубрика:
13
торию следовать за ним. Мыслитель обращает внимание на метафизичес
кую тайну любви, ее иррациональную суть, всякий раз ускользающую от
сетей логики. В символике писателя любовь отсылает к миру горнему,
указывая на таящуюся в ней загадку бытия. Достичь единения двух лич
ностей возможно с помощью благодати Бога в таинстве брака.
Самым спорным, парадоксальным и трудноосуществимым требова
нием у Мережковского является сохранение девства в браке. Призна
ние автором непорочности желания осложняет понимание его теории
пола. Философ утверждает высшую ценность девства, опираясь на ав
торитет Писания: «абсолютный, хотя еще и не открывшийся, а только
апокалипсический идеал христианства есть девство, но девство также
не открыто, как не открыта и тайна брака в христианстве. Брак есть
тайна – тайна, подлежащая откровению. Этот процесс раскрытия тай
ны еще не совершился в христианстве. Дано сокровенное о браке в сло
вах Господа: «Будете два в плоть едину».
20
В этой цитате выражено
кредо жизни самого Мережковского.
Среди различных выступлений на тему пола, любви и брака наибо
лее любопытным является доклад В. Тернавцева «О таинстве брака», в
котором автор раскрывает свое понимание мистической сущности бра
ка. Религиозный мыслитель, используя апофатический метод размыш
ления, восходит мыслью к вершине брака – союзу с Богом. Синергия
любящих с Богом направлена на достижение единства супругов, свер
шение «двух во плоть едину»: восстановление утраченного, первоздан
ного единства человека, его целостности и полноты. Таинство брака
«открывает мужу о жене и жене о муже такие глубины, каких никакая
человеческая мудрость открыть не может».
21
В браке супруги выраста
ют до метафизических величин, а границы индивидуальной замкнутос
ти расширяются до мировых.
Благодаря своему тонкому психологическому анализу чувственнос
ти Тернавцев пришел к созданию своеобразной концепции желания.
Желание выступает как движущей силой человеческого существова
ния, так и причиной его страданий: «Оно владеет одинаково всеми, всех
одинаково обманывает, но по его голосу идут. Как к своему разменному
фонду, к сладострастию сводится многое из высшего – поэзия, героизм,
труд, верность, любовь… Если не говорить об аскетизме философском
или религиозном, то чувственности ставят пределы только пресыще
ние или физическая болезнь».
22
20
Бердяев Н. А. Указ. соч. С. 56.
21
Там же. С. 222.
22
Там же. С. 339.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 11
- 12
- 13
- 14
- 15
- …
- следующая ›
- последняя »