Составители:
Рубрика:
15
ставленные в собрании, так и остались вопросами, но «вопросность»
их оттенена так, как этого не было раньше, она стала содержательнее,
и размах ее шире.
Рассыпанные мысли о браке, поле и любви, сказанные в атмосфере Ре
лигиозно философского собрания, мы собрали воедино и обнаружили две
противоположные интерпретации сущности любви: одна восходит к Роза
нову, а другая – к Соловьеву и Мережковскому. Вокруг этих имен в буду
щем будут плестись удивительные любовные кружева, составляющие бо
гатую ткань русской культуры. Их узор и сейчас восхищает наш взор.
Попробуем расплести кружева любви, сотканные В. В. Розановым.
2. МИСТИЧЕСКИЙ ПАНТЕИЗМ В. В. РОЗАНОВА
Исповедальное слово любви
Василий Васильевич Розанов родился в мае 1856 г. в г. Ветлуге
Костромской губернии. В 1878 г., окончив Нижегородскую классичес
кую гимназию, поступил в Московский университет на историкофило
логический факультет. В том же году произошла роковая встреча Роза
нова с Аполлинарией Прокофьевной Сусловой (1839–1918). Дьяволь
ская красота этой женщины не могла оставить равнодушным не только
Ф. М. Достоевского (1821–1861), но и В. В. Розанова.
Мужская независимость и дух свободолюбия, страстность и взрыв
ная сила характера, опасно соблазнительная красота и противоречи
вость внутреннего мира – все эти черты Аполлинарии Сусловой можно
угадать в образе Настасьи Филипповны из романа «Идиот» и других
инфернальных героинях Достоевского. А. Суслова была феминисткой
и даже участвовала в революционном женском движении. Эта женщи
на обладала необыкновенной чувственной красотой и «потрясающей
силы женской самодостаточностью».
26
Ирина Жеребкина относит Сус
лову к истерическому типу личности, для которого характерна уста
новка «быть всем или ничем».
27
Максималистский принцип жизни
Аполлинарии и ее сильный эгоизм привели к разрыву отношений с пи
сателем. Полина любила Достоевского и хотела быть единственным
центром его жизни, но, осознав неосуществимость своих требований,
она ушла от писателя.
Исследователь творчества Ф. М Достоевского А. С. Долинин вос
клицает: «Что за странная таинственная сила была в этой натуре, если
26
Бердяев Н. А. Указ. соч. С. 336.
27
Жеребкина И. Страсть. Женское тело и женская сексуальность в России.
СПб.: Алетейя, 2001. С. 26.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 13
- 14
- 15
- 16
- 17
- …
- следующая ›
- последняя »