Составители:
Рубрика:
11
Необычным в его взглядах было понимание христианского символа
«воскресения». Мережковский выразил несогласие с идеей епископа
Сергия о воскресении плоти, приходящей посмертно и как бы автома
тически, без особых усилий человека в этой жизни, а в качестве награ
ды за добродетельную жизнь. Нет, бессмертие нужно достигать, созда
вать его здесь, на земле, и это дело личного и всечеловеческого подвига!
Мысли Мережковского были неожиданными для аудитории, а так
же трудными для понимания в силу своей новизны и свежести. Хотя
философ черпал идеи из Евангелия, он наполнил их жизненным чув
ством, придал особую энергетику известным словам Писания. Оратор
неоднократно повторял, что историческое христианство не имеет пол
ноты Евангелия, оно односторонне и ограниченно, так как не вмещает
правду о земле. Наступило время нового Откровения, которого «мы
жаждем», – истины о плоти.
Коренная ошибка прошлого, говорил писатель, связана с дуализ
мом духа и плоти: «Мы до сих пор до такой степени – в глубине антино
мии духа и плоти, что не замечаем вопроса, не замечаем, что здесь для
всего христианства – роковое быть или не быть: или мы должны совер
шенно отказаться от мира, от жизни – тогда о. Матвей прав, или долж
ны отказаться от христианства. Только в том случае мы можем при
нять то и другое (христианство и жизнь), если согласимся, что Христос
утверждает не противоположность, но коренное единство, мистическое
единство духа и плоти».
14
«В историческом понимании умерщвление
плоти было разработано с большою, пламенною силою, понято до кон
ца, а другой полюс, т.е. воскресение плоти, было принято отвлеченно, в
мистической дали, и еще не имеет связи с жизнью».
15
Полное единство духа и плоти возможно в «святой плоти» путем
преображения природы и победы духа над полом. Мережковский ука
зывает на религиозный «факт» Воплощения и Воскресения Христа:
«Есть грешная плоть, но есть и плоть святая, иначе «Слово не стало бы
Плотью».
16
Литератор в Собраниях прочитал доклады на темы: «Лев Толстой и
русская церковь», «Толстой и Достоевский», «Гоголь и о. Матвей». В
анализе творчества и судьбы русских гениев он раскрыл их религиоз
ные искания, всегда мучительные и трагические. Первый доклад состо
ялся вскоре после официального разрыва церкви с Л. Н. Толстым, в
феврале 1901 г. Мережковский передал боль и недоумение народа перед
14
Бердяев Н. А. Указ. соч. С. 206–207.
15
Там же. С. 194.
16
Там же. С. 179.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 9
- 10
- 11
- 12
- 13
- …
- следующая ›
- последняя »