Составители:
Рубрика:
7
воззрениям Мережковского. Попробуем описать основные позиции уча
стников полемики. Прежде всего, рассмотрим позицию людей ортодок
сальных, консервативных взглядов.
Люди церкви знают только три состояния пола: разврат, брак и ас
кетизм. Все половые связи вне брака считаются прелюбодеянием, блу
дом и грехом и подлежат суровому осуждению. Прелюбодеянием явля
ется не только сам физический акт, но также и греховные помыслы,
фантазии человека, преодолению которых способствует таинство пока
яния, помогающее человеку исповедоваться в своих грехах.
Высшей ценностью в христианском вероучении выступает идеал дев
ства, воплотившийся в Иисусе Христе и деве Марии. Этому идеалу сле
дует монашество, давшее обет безбрачия и живущее в аскезе, по прин
ципу воздержания, охраняющего целомудрие пола.
Но есть еще среднее звено между развратом и аскезой – брак. В куль
товой практике православия и католицизма есть семь таинств: креще
ние, миропомазание, причащение, покаяние, священство, брак, собо
рование. Протестантизм в большинстве течений признает лишь креще
ние и причащение, да и то лишь как символы, а не таинства. Таинство
(лат. sacramentum) – обрядовые действия, передающие божью благо
дать участникам обряда. Благодать (греч. charisma) – особая божествен
ная сила – любовь, ниспосылаемая человеку свыше с целью преодоле
ния его греховности и достижения спасения. Согласно христианскому
вероучению, при совершении венчания на супругов изливается благо
дать Божья, оказывающая помощь любящим в их союзе.
Жаркие дебаты Собраний связаны с оценкой полового желания: все
гда ли плотское влечение греховно? С догматической позиции желание
всегда греховно, его наличие связано с грехопадением человека, с по
ступком Адама и Евы, извратившим первозданную чистоту пола. Лю
бовные, страстные отношения недопустимы в деле спасения. Богосло
вы при этом ссылаются на отсутствие желания у Иисуса, а также на
слова ап. Павла: «Хорошо человеку не касаться женщины, но, во избе
жание блуда, каждый имеет свою жену и каждая имеет своего мужа».
Институт брака создан для предотвращения блуда, борьбы со зверем,
он есть их «дезинфекция», т. е. даже в брачных отношениях надо стре
миться к подвигу, к отречению от жены как предмета наслаждения.
Подтверждением сказанного является цитата отца Михаила (Семенов
Павел Васильевич (1874–1916)): «Огромным напряжением психических
сил человек должен возвратить себе потерянную невинность, чтобы погас
в его взоре навсегда огонь похотливого желания, – желания, которое все
гда не чисто, на какую бы женщину ни было направлено.
Это и есть так называемое брачное целомудрие. Ясно, что такая борьба
со зверем, с греховной страстностью, выработанной веками, отречение от
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 5
- 6
- 7
- 8
- 9
- …
- следующая ›
- последняя »