Стилистика русского языка и культура речи - 15 стр.

UptoLike

Рубрика: 

15
Тропы - явления лексико - семантические, это разные случаи
употребления слова в переносном значении. Однако , как известно, не
всякое переносное значение является для современного языкового
сознания образным.
Например, под метафорой понимают слово или оборот речи ,
употребленные в переносном значении для определения предмета или
явления на основе какой - либо аналогии, сходства. Однако при этом
обычно различают метафоры общеязыкового характера (стертые или
окаменелые), метафоры , сохраняющие «свежесть», и метафоры собственно
поэтические, которые отличаются индивидуальным характером .
Эпитет - слово, образно определяющее предмет или действие,
подчеркивающее характерное их свойство, также наиболее
употребительное в художественной речи , где оно выполняет эстетическую
функцию. Эпитет нередко бывает метафорическим: В ущелье не проникал
еще радостный луч молодого дня (Лермонтов ); С медного открытого его
лица стекал пот (Паустовский); Она улыбалась голубой детской улыбкой
(Шолохов ). Широко используются эпитеты и в публицистической речи ,
что обусловлено экспрессивной функцией публицистики : гигантское
строительство , светлое будущее; гневный протест ; ратные подвиги.
Примеры метонимии как слова или выражения, переносное значение
которых основано на внешней или внутренней связи (смежности ) двух
предметов или явлений: Ну, скушай же еще тарелочку, мой милый
(Крылов ); А в двери - бушлаты, шинели, тулупы (Маяковский).
Синекдоха - это разновидность метонимии, основанная на перенесении
значения с одного явления на другое по признаку количественного
отношения между ними (часть вместо целого , ед. число вместо мн. числа
или , наоборот, видовое название вместо родового или наоборот),
например: И слышно было до рассвета, как ликовал француз (Лермонтов );
Мы все глядим в Наполеоны (Пушкин).
Гипербола (преувеличение) и литота (преуменьшение).
Перифраза - оборот, состоящий в замене названия предмета или
явления описанием его существенных признаков или указанием на его
характерные черты ,- широко используется, помимо художественной , в
публицистической речи : корабль пустыни (верблюд); королева полей
(кукуруза); царь зверей (лев ).
Стилистическое использование лексико- семантических явлений.
Другой важнейший источник стилистических средств - синонимия
(прежде всего лексическая, а также грамматическая). Это не случайно , так
как с синонимией связана возможность выбора одною из ряда возможных
языкового средства, наиболее подходящего в данном контексте. Принцип
выбора, избирательность - одна из основ стилистики и один из важнейших
ее принципов .
                                           15
    Т ропы      - яв лени я лекси ко- сем анти чески е, э то разны е случаи
употреблени я слов а в переносном значени и . О днако, как и зв естно, не
в сякое переносное значени е яв ляется для сов рем енного язы ков ого
сознани я образны м .
    Н апри м ер, под м етаф орой пони м аю т слов о и ли оборот речи ,
употребленны е в переносном значени и для определени я предм ета и ли
яв лени я на основ е какой-ли бо аналоги и , сходств а. О днако при э том
обы чно разли чаю т м етаф оры общ еязы ков ого характера (стерты е и ли
окам енелы е), м етаф оры , сохраняю щ и е«св еж есть », и м етаф оры собств енно
поэ ти чески е, которы еотли чаю тся и нди в и дуаль ны м характером .
    Эпи тет - слов о, образно определяю щ ее предм ет и ли действ и е,
подчерки в аю щ ее характерное и х                  св ойств о,    такж е наи более
употреби тель ноев худож еств енной речи , гдеоно в ы полняетэ стети ческую
ф ункци ю . Эпи тет нередко бы в ает м етаф ори чески м : В ущел ь е н е про н икал
еще радо ст н ы й л уч м о л о до го дн я (Л ерм онтов ); С м едн о го о т кры т о го его
л иц а ст екал по т (П аустов ски й); Он а ул ы бал ась го л убо й дет ско й ул ы бко й
(Ш олохов ). Ш и роко и споль зую тся э пи теты и в публи ци сти ческой речи ,
что обуслов лено э кспресси в ной ф ункци ей публи ци сти ки : гиган т ско е
ст ро ит ел ь ст во , свет л о е будущее; гн евн ы й про т ест ; рат н ы е по двиги.
    П ри м еры м етони м и и как слов а и ли в ы раж ени я, переносное значени е
которы х основ ано на в неш ней и ли в нутренней св язи (см еж ности ) дв ух
предм етов и ли яв лени й: Н у, скуш ай ж е еще т арел о чку, м о й м ил ы й
(К ры лов ); А вдвери- буш л ат ы , ш ин ел и, т ул упы (М аяков ски й).
    С и некдоха - э то разнов и дность м етони м и и , основ анная на перенесени и
значени я с одного яв лени я на другое по при знаку коли честв енного
отнош ени я м еж дуни м и (часть в м есто целого, ед. чи сло в м есто м н. чи сла
и ли , наоборот, в и дов ое назв ани е в м есто родов ого и ли наоборот),
напри м ер: И сл ы ш н о бы л о до рассвет а, как л ико вал ф ран ц уз(Л ерм онтов );
М ы все гл ядим вН апо л ео н ы (П уш ки н).
    Г и пербола (преувели чени е) и ли тота (преум ень ш ени е).
    П ери ф раза - оборот, состоящ и й в зам ене назв ани я предм ета и ли
яв лени я опи сани ем его сущ еств енны х при знаков и ли указани ем на его
характерны е черты ,- ш и роко и споль зуется, пом и м о худож еств енной, в
публи ци сти ческой речи : ко рабл ь пуст ы н и (в ерблю д); ко ро л ева по л ей
(кукуруза); ц арь зверей (лев ).

С ти ли сти ческоеи споль зов ани елекси ко-сем анти чески х яв лени й.

    Д ругой в аж нейш и й и сточни к сти ли сти чески х средств - си нони м и я
(преж дев сего лекси ческая, а такж еграм м ати ческая). Это неслучайно, так
как с си нони м и ей св язана в озм ож ность в ы бора одною и з ряда в озм ож ны х
язы ков ого средств а, наи более подходящ его в данном контексте. П ри нци п
в ы бора, и зби ратель ность - одна и з основ сти ли сти ки и оди н и з в аж нейш и х
еепри нци пов .