ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
30
наконец , красноречие . В древности ценностный элемент включал и
морально - этическую составляющую . Риторика считалась не только наукой
и искусством хорошей ораторской речи , но и наукой и искусством
приведения к добру, убеждения в хорошем посредством речи . Морально-
этический компонент в современной риторике сохранился лишь в
редуцированном виде, хотя некоторые исследователи предпринимают
попытки восстановить его значение.
Различия в определении предмета и задач риторики на протяжении ее
истории сводились , по сути , к различиям в понимании того , какую именно
речь следует считать хорошей и качественной. Сложились два основных
направления.
Первое направление, идущее от Аристотеля , связывало риторику с
логикой и предлагало считать хорошей речью убедительную ,
эффективную речь . При этом эффективность тоже сводилась к
убедительности , к способности речи завоевать признание (согласие,
симпатию, сочувствие) слушателей , заставить их действовать
определенным образом . Аристотель определял риторику как «способность
находить возможные способы убеждения относительно каждого данного
предмета».
Второе направление также возникло в Древней Греции. К числу его
основателей относят Исократа и некоторых других риторов .
Представители этого направления были склонны считать хорошей богато
украшенную , пышную , построенную по канонам эстетики речь .
Убедительность продолжала иметь значение, но была не единственным и
не главным критерием оценки речи . Таким образом , направление в
риторике, берущее начало от Аристотеля можно назвать «логическим», а
от Исократа – «литературным».
В эпоху эллинизма «литературное» направление укрепилось и
вытеснило «логическое» на периферию дидактической и научной
риторики . Это произошло , в частности , в связи со снижением роли
политического красноречия и повышением роли церемониального ,
торжественного красноречия после падения демократических форм
правления в Греции и в Риме. В Средневековье такое соотношение
продолжало сохраняться. Риторика стала замыкаться в сфере школьного и
университетского образования, превращаться в литературную риторику.
Она находилась в сложных взаимоотношениях с гомилетикой – учением о
христианском церковном проповедничестве. На определенном этапе
сторонники «литературной» риторики вообще перестали заботиться о том ,
годятся ли их речи для эффективного убеждения кого - либо. Развитие
риторической парадигмы в данном направлении завершилось кризисом
риторики в середине 18 в. Соотношение сил изменилось в пользу
«логического» направления во второй половине 20 в., когда на смену
старой риторике пришла неориторика , или новая риторика . Ее создатели
были преимущественно логиками. Они создавали новую дисциплину как
теорию практического дискурса . Наиболее весомую часть последней
30 наконец, красн о речие. В древ ности ценностны й э лем ент в клю чал и м ораль но-э ти ческую состав ляю щ ую . Ри тори ка счи талась нетоль ко наукой и и скусств ом хорош ей ораторской речи , но и наукой и и скусств ом при в едени я к добру, убеж дени я в хорош ем посредств ом речи . М ораль но- э ти чески й ком понент в сов рем енной ри тори ке сохрани лся ли ш ь в редуци ров анном в и де, хотя некоторы е и сследов атели предпри ни м аю т попы тки в осстанов и ть его значени е. Разли чи я в определени и предм ета и задачри тори ки на протяж ени и ее и стори и св оди ли сь , по сути , к разли чи ям в пони м ани и того, какую и м енно речь следует счи тать хо ро ш ей и качест вен н о й. С лож и ли сь дв а основ ны х направ лени я. П ерв ое направ лени е, и дущ ее от Ари стотеля, св язы в ало ри тори ку с логи кой и предлагало счи тать хорош ей речь ю убедит ел ь н ую , эф ф ект ивн ую речь . П ри э том э ф ф екти в ность тож е св оди лась к убеди тель ности , к способности речи зав оев ать при знани е (согласи е, си м пати ю , сочувств и е) слуш ателей, застав и ть и х действ ов ать определенны м образом . Ари стотель определялри тори кукак «способность находи ть в озм ож ны е способы убеж дени я относи тель но каж дого данного предм ета». В торое направ лени е такж е в озни кло в Д рев ней Г реци и . К чи слуего основ ателей относят И сократа и некоторы х други х ри торов . П редстав и тели э того направ лени я бы ли склонны счи тать хорош ей бо гат о украш ен н ую , пы ш н ую , по ст ро ен н ую по кан о н ам эст ет ики речь. У беди тель ность продолж ала и м еть значени е, но бы ла не еди нств енны м и не глав ны м кри тери ем оценки речи . Т аки м образом , направ лени е в ри тори ке, берущ ее начало от Ари стотеля м ож но назв ать «логи чески м », а отИ сократа – «ли тературны м ». В э поху э лли ни зм а «ли тературное» направ лени е укрепи лось и в ы тесни ло «логи ческое» на пери ф ери ю ди дакти ческой и научной ри тори ки . Это прои зош ло, в частности , в св язи со сни ж ени ем роли поли ти ческого красноречи я и пов ы ш ени ем роли церем они аль ного, торж еств енного красноречи я после падени я дем ократи чески х ф орм прав лени я в Г реци и и в Ри м е. В С реднев еков ь е такое соотнош ени е продолж ало сохранять ся. Ри тори ка стала зам ы кать ся в сф ере ш коль ного и уни в ерси тетского образов ани я, прев ращ ать ся в ли тературную ри тори ку. О на находи лась в слож ны х в заи м оотнош ени ях с гом и лети кой – учени ем о хри сти анском церков ном пропов едни честв е. Н а определенном э тапе сторонни ки «ли тературной» ри тори ки в ообщ еперестали заботи ть ся о том , годятся ли и х речи для э ф ф екти в ного убеж дени я кого-ли бо. Разв и ти е ри тори ческой паради гм ы в данном направ лени и зав ерш и лось кри зи сом ри тори ки в середи не 18 в . С оотнош ени е си л и зм ени лось в поль зу «логи ческого» направ лени я в о в торой полов и не 20 в ., когда на см ену старой ри тори ке при ш ла неори тори ка, и ли нов ая ри тори ка. Е е создатели бы ли преи м ущ еств енно логи кам и . О ни создав али нов ую ди сци пли нукак теори ю практи ческого ди скурса. Н аи более в есом ую часть последней
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 28
- 29
- 30
- 31
- 32
- …
- следующая ›
- последняя »