Стилистика русского языка и культура речи - 60 стр.

UptoLike

Рубрика: 

60
языка в определенных сферах человеческой деятельности . Начнем
с вопроса : из чего исходят, какими принципами руководствуются ученые,
выделяя те или иные стили современного русского языка?
Таких принципов можно назвать три .
Во-первых, стили можно выделять исходя из функций языка . Это
предлагал В . В . Виноградов . Он писал: При выделении таких важнейших
общественных функций языка , как общение, сообщение и воздействие,
могли бы быть в общем плане структуры языка разграничены такие стили :
обиходно- бытовой стиль (функция общения); обиходно - деловой ,
официально - документальный и научный (функция сообщения);
публицистический и художественно- беллетристический (функция
воздействия). Этому принципу следует и Д . Э . Розенталь . Однако
большого распространения принцип выделения стилей по функциям языка
не получил. Справедливо отмечалось , что у Виноградова одной функции
соответствуют несколько стилей , и остается неясным, чем объясняются
различия между ними. К тому же и сами функции языка трудно отделить
друг от друга ; главнейшая функция языка функция общения
присутствует во всех случаях его употребления.
Во-вторых, стили можно выделять в соответствии со сферами
функционирования языка . Именно этот принцип чаще всего выступает и в
научной , и в учебной литературе по стилистике. Он, в частности , принят в
наиболее популярных вузовских учебниках : в Стилистике русского
языка” М .Н . Кожиной и Стилистике русского языка” под редакцией
Н . М . Шанского . Принцип привлекателен своей простотой : есть сфера
деятельности людей есть соответствующий стиль . Например: Научную
сферу обслуживает научный стиль , деловую официально - деловой ,
обиходно- разговорную разговорный, а в сфере массовой информации
используется публицистический стиль”. Несмотря на большую
распространенность принципа выделения стилей по сферам
функционирования, нельзя не видеть двух его существенных недостатков .
Первый: языковое явление стиль определяется внеязыковыми
факторами, и собственно языковые характеристики стиля подгоняются”
под эти факторы . То есть применяется такая логика : раз есть , например,
научная сфера, значит есть научный стиль , а если есть научный стиль
поищем и постараемся описать его признаки . Второй недостаток: сферы
деятельности людей многочисленные и разнообразны , к тому же имеют
свои внутренние подразделения. Поэтому получается, с одной стороны ,
что традиционно выделяемых функциональных стилей меньше, чем сфер
деятельности людей , а с другой стороны , что внутри стилей приходится
выделять подстили”, жанры и т. п. Поэтому сами перечни стилей у разных
авторов бывают различны , по- разному толкуются взаимоотношения
стилей , по- разному определяется статус” языка художественной
литературы и т. п .
В -третьих, стили можно выделять , ориентируясь на структуру текста .
Такую попытку предпринял В . В . Одинцов , который считал, что “в
                                        60
язы ка в определенны х сф ерах челов еческой деятель ности . Н ачнем
с в опроса: и з чего и сходят, каки м и при нци пам и руков одств ую тся учены е,
в ы деляя теи ли и ны ести ли сов рем енного русского язы ка?
      Т аки х при нци пов м ож но назв ать три .
      В о-перв ы х, сти ли м ож но в ы делять и сходя и з ф ункци й язы ка. Это
предлагалВ .В . В и ноградов . О н пи сал: “П ри в ы делени и таки х в аж нейш и х
общ еств енны х ф ункци й язы ка, как общ ени е, сообщ ени е и в оздейств и е,
м огли бы бы ть в общ ем планеструктуры язы ка разграни чены таки ести ли :
оби ходно-бы тов ой сти ль (ф ункци я общ ени я); оби ходно-делов ой,
оф и ци аль но-докум енталь ны й        и   научны й      (ф ункци я сообщ ени я);
публи ци сти чески й       и     худож еств енно-беллетри сти чески й     (ф ункци я
в оздейств и я)”. Этом у при нци пу следует и Д .Э. Розенталь . О днако
боль ш ого распространени я при нци п в ы делени я сти лей по ф ункци ям язы ка
не получи л. С прав едли в о отм ечалось , что уВ и ноградов а одной ф ункци и
соотв етств ую т несколь ко сти лей, и остается неясны м , чем объ ясняю тся
разли чи я м еж дуни м и . К том уж е и сам и ф ункци и язы ка трудно отдели ть
друг от друга; глав нейш ая ф ункци я язы ка – ф ункци я общ ени я –
при сутств уетв о в сех случаях его употреблени я.
      В о-в торы х, сти ли м ож но в ы делять в соотв етств и и со сф ерам и
ф ункци они ров ани я язы ка. И м енно э тотпри нци п чащ ев сего в ы ступаети в
научной, и в учебной ли тературепо сти ли сти ке. О н, в частности , при нятв
наи более популярны х в узов ски х учебни ках: в “С ти ли сти ке русского
язы ка” М .Н . Кож и ной и “С ти ли сти ке русского язы ка” под редакци ей
Н .М . Ш анского. П ри нци п при в лекателен св оей простотой: есть сф ера
деятель ности лю дей – есть соотв етств ую щ и й сти ль . Н апри м ер: “Н аучную
сф еру обслуж и в ает научны й сти ль , делов ую – оф и ци аль но-делов ой,
оби ходно-разгов орную – разгов орны й, а в сф ере м ассов ой и нф орм аци и
и споль зуется публи ци сти чески й сти ль ”. Н есм отря на боль ш ую
распространенность           при нци па в ы делени я сти лей          по сф ерам
ф ункци они ров ани я, нель зя не в и деть дв ух его сущ еств енны х недостатков .
П ерв ы й: язы ков ое яв лени е – сти ль – определяется в неязы ков ы м и
ф акторам и , и собств енно язы ков ы е характери сти ки сти ля “подгоняю тся”
под э ти ф акторы . Т о есть при м еняется такая логи ка: раз есть , напри м ер,
научная сф ера, значи т есть научны й сти ль , а если есть научны й сти ль –
пои щ ем и постараем ся опи сать его при знаки . В торой недостаток: сф еры
деятель ности лю дей м ногочи сленны е и разнообразны , к том уж е и м ею т
св ои в нутренни е подразделени я. П оэ том уполучается, с одной стороны ,
что тради ци онно в ы деляем ы х ф ункци ональ ны х сти лей м ень ш е, чем сф ер
деятель ности лю дей, а с другой стороны , что в нутри сти лей при ходи тся
в ы делять “подсти ли ”, ж анры и т.п. П оэ том усам и перечни сти лей уразны х
ав торов бы в аю т разли чны , по-разном у толкую тся в заи м оотнош ени я
сти лей, по-разном у определяется “статус” язы ка худож еств енной
ли тературы и т.п.
      В -треть и х, сти ли м ож но в ы делять , ори енти руясь на структурутекста.
Т акую попы тку предпри нял В .В . О ди нцов , которы й счи тал, что “в