ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
25
История новоевропейской культуры XV–XIX вв.
Тема 1. Предмет и задачи курса
«Культура» и ее основные способы существования во време-
ни и пространстве. Понятие «Западная Европа». Этапы европейско-
го самосознания. Понятие «осевого времени» (К. Ясперс). Европа и
Восток. Специфика западного мира. «Проблема 1500 г.». «Второе
осевое время». Понятие «Новое время и культура Нового времени».
Трудности определения хронологических границ
.
Новоевропейская культура как предмет историко-культуро-
логического исследования. Человек-субъект новоевропейской куль-
туры. Фауст как идеальный тип новоевропейской личности. Ново-
европейский тип культурной трансляции и его культурно историче-
ская динамика.
Проблема смены культурных парадигм как историко-теорети-
ческая проблема. Проблема смены культурных парадигм в различ-
ных версиях культурного сознания XX в.
Эволюционистская кон-
цепция (Тейлор, Морган, Фрезер). Неокантианская традиция (Рик-
керт, Кассирер). Теории культурно-исторических типов и локаль-
ных цивилизаций (Шпенглер, Тойнби, П. Сорокин). Структурно-
функционалистские концепции культуры (Дюркгейм, Малинов-
ский, Парсонс). Идеальные типы М. Вебера. Символические теории
культуры и структурализм (Кассирер, Леви-Стросс, Фуко). Пробле-
ма культуры в школах психоанализа и
аналитической психологии
(Фрейд, Юнг, Фромм). Игровая концепция культуры Й. Хейзинги.
Новорадикальное сознание как реакция на смену культурных пара-
дигм (Адорно, Маркузе, Хабермас).
Тема 2. Культура западноевропейского Возрождения
Возрождение и Реформация – социокультурные предпосылки
новоевропейской цивилизации. Проблема периодизации. Средние
века и Возрождение: проблема соотношения. Цивилизационные
изменения в Европе эпохи Возрождения. Возрожденческий антро-
поцентризм. Гуманизм – ценностная основа культуры Возрожде-
ния. Ф. Петрарка (или Данте). Отношение к античной культуре. Не-
оплатонизм эпохи Возрождения: представления о божественном
единстве всего живущего: пантеизм; гилозоизм. Тождество макро-
26
косма и микрокосма. Ренессансная концепция человека. Модифи-
кация средневековой христианской традиции. Гуманизм и церковь.
Титаны Возрождения. Концепция Я. Буркхардта. Эстетиче-
ская и художественная культура Ренессанса. Итальянский Ренес-
санс. Северное Возрождение. Ренессансная наука. Утопия и исто-
рическая реальность XVI века. Пределы гуманизма. Концепция
А.Ф. Лосева. Трагизм Шекспира. Шекспировский вопрос. Концеп-
ция Гилилова
. Кризис гуманизма и ренессансной эстетики.
Тема 3. Культура Реформации
Культурно-исторические условия и предпосылки Реформа-
ции. Наследие Августина. Немецкая мистика и религиозный уто-
пизм. Критика Лютером схоластической картины мира. Отрицание
необходимости в посредниках между Богом и человеком. Противо-
поставление веры и разума. Самостоятельное значение мирского.
«Мирская аскеза». Интерес к технической
и экспериментальной
деятельности. Критика католического ритуала и понимание приро-
ды как косной инертной субстанции. Отрицание иерархии высшего
и низшего в природе. Детерминизм Кальвина.
Новое понимание «божественного» и «человеческого». Ре-
формация и ее культурное значение. Лютер и Эразм: реформация и
гуманизм. Борьба за религиозную толерантность.
«Дух капитализма» в хозяйственной жизни и
культуре. Роль
католицизма, протестантизма и иудаизма. Концепции М. Вебера и
В. Зомбарта. Утверждение принципов индивидуализма и личного
успеха. Основные социокультурные ориентиры общностей в начале
нового времени: происхождение, благосостояние, образование, до-
суг. Своеобразие ценностно-нормативной стороны жизни.
Перемены в мире народной культуры в XVI–XVII вв. Влия-
ние Реформации и Контрреформации на народную культуру
. «Из-
гнание магии» и ведовские процессы, их воздействие на коллектив-
ные бытовые представления. Концепция К. Гинзбурга.
Тема 4. Культура XVII века
Формирование полицентричной картины мира в обыденном
сознании человека. Великие географические открытия и расшире-
ние кругозора «европейского» человека. Увеличение подвижности
История новоевропейской культуры XV–XIX вв. косма и микрокосма. Ренессансная концепция человека. Модифи- кация средневековой христианской традиции. Гуманизм и церковь. Тема 1. Предмет и задачи курса Титаны Возрождения. Концепция Я. Буркхардта. Эстетиче- «Культура» и ее основные способы существования во време- ская и художественная культура Ренессанса. Итальянский Ренес- ни и пространстве. Понятие «Западная Европа». Этапы европейско- санс. Северное Возрождение. Ренессансная наука. Утопия и исто- го самосознания. Понятие «осевого времени» (К. Ясперс). Европа и рическая реальность XVI века. Пределы гуманизма. Концепция Восток. Специфика западного мира. «Проблема 1500 г.». «Второе А.Ф. Лосева. Трагизм Шекспира. Шекспировский вопрос. Концеп- осевое время». Понятие «Новое время и культура Нового времени». ция Гилилова. Кризис гуманизма и ренессансной эстетики. Трудности определения хронологических границ. Новоевропейская культура как предмет историко-культуро- Тема 3. Культура Реформации логического исследования. Человек-субъект новоевропейской куль- Культурно-исторические условия и предпосылки Реформа- туры. Фауст как идеальный тип новоевропейской личности. Ново- ции. Наследие Августина. Немецкая мистика и религиозный уто- европейский тип культурной трансляции и его культурно историче- пизм. Критика Лютером схоластической картины мира. Отрицание ская динамика. необходимости в посредниках между Богом и человеком. Противо- Проблема смены культурных парадигм как историко-теорети- поставление веры и разума. Самостоятельное значение мирского. ческая проблема. Проблема смены культурных парадигм в различ- «Мирская аскеза». Интерес к технической и экспериментальной ных версиях культурного сознания XX в. Эволюционистская кон- деятельности. Критика католического ритуала и понимание приро- цепция (Тейлор, Морган, Фрезер). Неокантианская традиция (Рик- ды как косной инертной субстанции. Отрицание иерархии высшего керт, Кассирер). Теории культурно-исторических типов и локаль- и низшего в природе. Детерминизм Кальвина. ных цивилизаций (Шпенглер, Тойнби, П. Сорокин). Структурно- Новое понимание «божественного» и «человеческого». Ре- функционалистские концепции культуры (Дюркгейм, Малинов- формация и ее культурное значение. Лютер и Эразм: реформация и ский, Парсонс). Идеальные типы М. Вебера. Символические теории гуманизм. Борьба за религиозную толерантность. культуры и структурализм (Кассирер, Леви-Стросс, Фуко). Пробле- «Дух капитализма» в хозяйственной жизни и культуре. Роль ма культуры в школах психоанализа и аналитической психологии католицизма, протестантизма и иудаизма. Концепции М. Вебера и (Фрейд, Юнг, Фромм). Игровая концепция культуры Й. Хейзинги. В. Зомбарта. Утверждение принципов индивидуализма и личного Новорадикальное сознание как реакция на смену культурных пара- успеха. Основные социокультурные ориентиры общностей в начале дигм (Адорно, Маркузе, Хабермас). нового времени: происхождение, благосостояние, образование, до- суг. Своеобразие ценностно-нормативной стороны жизни. Тема 2. Культура западноевропейского Возрождения Перемены в мире народной культуры в XVI–XVII вв. Влия- Возрождение и Реформация – социокультурные предпосылки ние Реформации и Контрреформации на народную культуру. «Из- новоевропейской цивилизации. Проблема периодизации. Средние гнание магии» и ведовские процессы, их воздействие на коллектив- века и Возрождение: проблема соотношения. Цивилизационные ные бытовые представления. Концепция К. Гинзбурга. изменения в Европе эпохи Возрождения. Возрожденческий антро- поцентризм. Гуманизм – ценностная основа культуры Возрожде- Тема 4. Культура XVII века ния. Ф. Петрарка (или Данте). Отношение к античной культуре. Не- Формирование полицентричной картины мира в обыденном оплатонизм эпохи Возрождения: представления о божественном сознании человека. Великие географические открытия и расшире- единстве всего живущего: пантеизм; гилозоизм. Тождество макро- ние кругозора «европейского» человека. Увеличение подвижности 25 26
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 11
- 12
- 13
- 14
- 15
- …
- следующая ›
- последняя »