ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
27
границ расселения народов. Колонизация и миссионерство. Инди-
видуальная ответственность и активизм как парадигма личности.
Этика Фауста и Гретхен. Экзотерические и эзотерические
этические системы. Распространение атомизма, герметизма, алхи-
мии. Рождение механистической картины мира. Теории интерна-
листов и экстерналистов. Распространение эпикурейского атомизма
в Англии XVII в. Социализация механицизма и значение католи-
цизма и протестантизма
.
Содержание общенаучной революции: гелиоцентризм (Ко-
перник), складывание «научного метода» (Галилей). Рождение но-
воевропейской науки, ее сущностные черты и свойства.
Ньютон и его картина мира. Теологические и метафизические
предпосылки закона всемирного тяготения. Теологические изыска-
ния Ньютона (алхимия, арианство, герметизм). Метод Ньютона.
«Математические начала натуральной философии», «Оптика».
Споры вокруг природы силы тяготения
.
Проблема соотношения знания и веры, особенности ее раз-
решения в элитарной культуре раннего Нового времени. Популяри-
зация «научного метода» и его распространение на область гумани-
тарного знания и сферу художественной культуры.
Абсолютистские монархии. Формирование «дисциплинарной
власти». Концепция М. Фуко. «Власть-знание». Казнь, наказание,
дисциплина, иерархия как властные механизмы. Паноптикон – иде-
альный вариант общественного устройства. «Безумие» и институты
социального контроля.
Тема 5. XVIII век. Культура Просвещения
Просвещение как теоретико-методологическая и культурно-
историческая проблема в социально-гуманитарном знании. Хроно-
логические рамки, границы культуры Просвещения в историогра-
фии истории культуры. Проблемы периодизации Просвещения и
его динамики в разных регионах Европы и Северной Америки. Ос-
новные доминанты культуры европейского Просвещения.
Зарождение основ культуры Просвещения во второй полови-
не XVII века. Становление ценностных ориентаций носителей
культуры Просвещения. Интерпретации понятий индивидуальности
и личности в культуре Просвещения XVII–XVIII вв. Значение вос-
28
питания и образования для формирования личности и ее самореа-
лизации. Толкования свободы индивидуума в Просвещении. Идеал
разумного человека – творца. История и Природа – новые мифы
эпохи. Естественный человек и естественное воспитание (Д. Дефо,
Ж.-Ж. Руссо).
Просвещение и просветители. Проблема взаимоотношений
человека, общества, государства в концепциях просветителей
(Дж. Локк, Ш. Монтескье,
Вольтер). Интерпретации соотношения
понятий природы и цивилизации, природы и искусства. Революция
в музыкальной культуре (И.-С.Бах, Моцарт). Культурно-историчес-
кая концепция И. Гердера. Новое открытие античной культуры для
просвещенной Европы (И. Винкельман). Интеллектуальное движе-
ние «Бури и натиска». Ф. Шиллер. И. Гете.
Интеллектуальные сообщества и их место в формировании
культуры
Просвещения. Роль академий и салонов в установлении
норм и предписаний научной и общественной жизни. Институцио-
нализация «разума». Школы, университеты, Академии. Первые эн-
циклопедии и их роль в утверждении «новой науки», рационализ-
ма, индивидуализма. Французская «Энциклопедия» (Д. Дидро).
Тема 6. XIX век: от романтизма к позитивизму
Романтизм как теоретико-методологическая и историко-
культурная
проблема. Универсальность понятия «романтизм», его
общекультурное значение. Духовная атмосфера Западной Европы
начала XIX века. Шлегель о трех событиях эпохи (французская ре-
волюция, наукоучение Фихте, «Вильгельм Мейстер» Гете). Фило-
софия и эстетика романтизма. Специфика романтического культур-
ного текста. Проблема свободы творчества. Гений и его роль в со-
зидании культуры. Роль фольклора в
романтической культуре.
Ш. Перро и братья Гримм. Возвышение и эстетизация средневеко-
вья. Критика просветительского рационализма. Утверждение рав-
ноценности национальных культур.
Смена культурных парадигм. Полипарадигмальность как ха-
рактерное свойство новоевропейской культуры второй половины
XIX – начала XX в. Общая характеристика культуры индустриаль-
ного общества как результата новой научно-технической револю-
ции. Позитивизм как новая
версия европейского рационализма.
границ расселения народов. Колонизация и миссионерство. Инди- питания и образования для формирования личности и ее самореа- видуальная ответственность и активизм как парадигма личности. лизации. Толкования свободы индивидуума в Просвещении. Идеал Этика Фауста и Гретхен. Экзотерические и эзотерические разумного человека – творца. История и Природа – новые мифы этические системы. Распространение атомизма, герметизма, алхи- эпохи. Естественный человек и естественное воспитание (Д. Дефо, мии. Рождение механистической картины мира. Теории интерна- Ж.-Ж. Руссо). листов и экстерналистов. Распространение эпикурейского атомизма Просвещение и просветители. Проблема взаимоотношений в Англии XVII в. Социализация механицизма и значение католи- человека, общества, государства в концепциях просветителей цизма и протестантизма. (Дж. Локк, Ш. Монтескье, Вольтер). Интерпретации соотношения Содержание общенаучной революции: гелиоцентризм (Ко- понятий природы и цивилизации, природы и искусства. Революция перник), складывание «научного метода» (Галилей). Рождение но- в музыкальной культуре (И.-С.Бах, Моцарт). Культурно-историчес- воевропейской науки, ее сущностные черты и свойства. кая концепция И. Гердера. Новое открытие античной культуры для Ньютон и его картина мира. Теологические и метафизические просвещенной Европы (И. Винкельман). Интеллектуальное движе- предпосылки закона всемирного тяготения. Теологические изыска- ние «Бури и натиска». Ф. Шиллер. И. Гете. ния Ньютона (алхимия, арианство, герметизм). Метод Ньютона. Интеллектуальные сообщества и их место в формировании «Математические начала натуральной философии», «Оптика». культуры Просвещения. Роль академий и салонов в установлении Споры вокруг природы силы тяготения. норм и предписаний научной и общественной жизни. Институцио- Проблема соотношения знания и веры, особенности ее раз- нализация «разума». Школы, университеты, Академии. Первые эн- решения в элитарной культуре раннего Нового времени. Популяри- циклопедии и их роль в утверждении «новой науки», рационализ- зация «научного метода» и его распространение на область гумани- ма, индивидуализма. Французская «Энциклопедия» (Д. Дидро). тарного знания и сферу художественной культуры. Абсолютистские монархии. Формирование «дисциплинарной Тема 6. XIX век: от романтизма к позитивизму власти». Концепция М. Фуко. «Власть-знание». Казнь, наказание, Романтизм как теоретико-методологическая и историко- дисциплина, иерархия как властные механизмы. Паноптикон – иде- культурная проблема. Универсальность понятия «романтизм», его альный вариант общественного устройства. «Безумие» и институты общекультурное значение. Духовная атмосфера Западной Европы социального контроля. начала XIX века. Шлегель о трех событиях эпохи (французская ре- волюция, наукоучение Фихте, «Вильгельм Мейстер» Гете). Фило- Тема 5. XVIII век. Культура Просвещения софия и эстетика романтизма. Специфика романтического культур- Просвещение как теоретико-методологическая и культурно- ного текста. Проблема свободы творчества. Гений и его роль в со- историческая проблема в социально-гуманитарном знании. Хроно- зидании культуры. Роль фольклора в романтической культуре. логические рамки, границы культуры Просвещения в историогра- Ш. Перро и братья Гримм. Возвышение и эстетизация средневеко- фии истории культуры. Проблемы периодизации Просвещения и вья. Критика просветительского рационализма. Утверждение рав- его динамики в разных регионах Европы и Северной Америки. Ос- ноценности национальных культур. новные доминанты культуры европейского Просвещения. Смена культурных парадигм. Полипарадигмальность как ха- Зарождение основ культуры Просвещения во второй полови- рактерное свойство новоевропейской культуры второй половины не XVII века. Становление ценностных ориентаций носителей XIX – начала XX в. Общая характеристика культуры индустриаль- культуры Просвещения. Интерпретации понятий индивидуальности ного общества как результата новой научно-технической револю- и личности в культуре Просвещения XVII–XVIII вв. Значение вос- ции. Позитивизм как новая версия европейского рационализма. 27 28
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 12
- 13
- 14
- 15
- 16
- …
- следующая ›
- последняя »