История мировой культуры. Крих С.Б - 16 стр.

UptoLike

31
Культура XX века
Тема 1. Особенности культурной ситуации XX века
Специфика ХХ века как особого периода истории западной
культуры. Внутренняя сложность и противоречивость как харак-
терные черты культуры ХХ века. Трансформация основных форм
«классической» культуры в ХХ веке. Культура и НТП. Культура и
социально-политические процессы ХХ века. Проблема «утраты це-
лостности человеческого сознания».
Некоторые
теоретические подходы к изучению культуры ХХ
века в современном гуманитарном знании. «Проект Модерн». Про-
блема кризиса культуры, основные подходы.
Проблема периодизации истории культуры ХХ века. Струк-
тура культурного пространства ХХ века.
Тема 2. Авангард и культура ХХ века
Авангард как явление культуры ХХ в. Сложность определе-
ния авангарда. Культурные и интеллектуальные
предпосылки фор-
мирования европейского авангарда. Основные сущностные черты
авангардной культуры. Авангард и раскол целостной картины мира.
Авангард и процесс «секуляризации». Авангард и «социальная дей-
ствительность». Расширение сфер художественной деятельности
«искусствоне только искусство», «искусство как философия»,
«искусство как жизнь». Многообразие и противоречивость основ-
ных тенденций художественного развития на рубеже XIX–
ХХ вв.
«Мир машин и города». Предчувствие социальных потрясений. Ос-
новные концепции авангарда в гуманитарном знании ХХ века. «Де-
гуманизация искусства» Х. Ортеги-и-Гассета. Религиозный взгляд
на авангард – «Умирание искусства» В.В. Вейдле. Концепция исто-
рии авангарда В.С. Турчина. Оценка авангарда с позиции «класси-
ки» – Х. Зедельмайер. «Авангард
не только искусство». Концеп-
ция «авангардной личности» В.В. Руднева. Идеология и мифология
авангарда.
Интеллектуальные предпосылки формирования авангардного
направления. Формирование нового образа человека в культуре.
Критика сознания в европейской философии (Ф. Ницше, О. Шпенг-
лер). Психоанализ (З. Фрейд, К.-Г. Юнг) и его значение для форми-
32
рования идеологии авангарда. Художественное как форма репре-
зентации бессознательного. Авангард и марксизм.
Художественные предпосылки авангарда. Поиски нового ху-
дожественного языка в импрессионизме и постимпрессионизме.
А. Матисс как «культовая фигура». Символизм и стиль «модерн».
«Примитивизм». Формирование нового образа художественной ли-
тературы. Творчество М. Пруста и Ф. Кафки. «Неофилологизм».
Основные направления авангардной
культуры первой поло-
вины ХХ века.
Фовизм как рубеж «модерна» и авангарда. Поиск нового язы-
ка. Художественная философия фовизма.
Кубизм в искусстве Западной Европы. П. Пикассо и Ф. Леже.
Проблема изображения времени и движения в живописном произ-
ведении. Принцип симультанности (совмещение нескольких точек
зрения на один объект в единицу времени).
Футуризм
как явление культуры. Апология скорости и техни-
ки. «Новый мирновый человек» – искусство как способ построе-
ния нового мира. «Новый механицизм» и новый разум. Проблема
социальной ангажированности искусства. «Борьба с классикой».
Манифесты Ф.Т. Маринетти.
Основные художественные принципы и особенности изобра-
зительного языка экспрессионизма. «Мир как загадка и тревога».
Группа «
Мост». «Синий всадник». Экспрессионизм в кинопоиски
нового языка. «Носферату» Ф. Мурнау и «Нибелунги» Ф. Ланга.
Теория «духовности в искусстве» В. Кандинского. Переход к бес-
предметной живописи. Геометрическая абстракция.
Дадаизм в Европе. Принципы «философии Дада». Деятель-
ность и манифесты Т. Тцара. Коллажи, объекты. Скандалы как фор-
ма художественной деятельности.
Сюрреализм в
западной культуре. «Манифест сюрреализма»
А. Бретона. Новая действительность. Принцип «реальности ассоциа-
тивных форм». «Автоматическое письмо». Сюрреализм и програм-
ма социальных действий. Творчество С. Дали. Сюрреализм в кино.
Л. Бунюэль. «Андалусский пес».
Абсурд как проблема культуры. А. Камю. «Искусствоэто не-
возможное, отлитое в форму». Художественный мир абсурда. Театр
абсурда. Э.
Ионесску.
                      Культура XX века                              рования идеологии авангарда. Художественное как форма репре-
                                                                    зентации бессознательного. Авангард и марксизм.
      Тема 1. Особенности культурной ситуации XX века                     Художественные предпосылки авангарда. Поиски нового ху-
      Специфика ХХ века как особого периода истории западной        дожественного языка в импрессионизме и постимпрессионизме.
культуры. Внутренняя сложность и противоречивость как харак-        А. Матисс как «культовая фигура». Символизм и стиль «модерн».
терные черты культуры ХХ века. Трансформация основных форм          «Примитивизм». Формирование нового образа художественной ли-
«классической» культуры в ХХ веке. Культура и НТП. Культура и       тературы. Творчество М. Пруста и Ф. Кафки. «Неофилологизм».
социально-политические процессы ХХ века. Проблема «утраты це-             Основные направления авангардной культуры первой поло-
лостности человеческого сознания».                                  вины ХХ века.
      Некоторые теоретические подходы к изучению культуры ХХ              Фовизм как рубеж «модерна» и авангарда. Поиск нового язы-
века в современном гуманитарном знании. «Проект Модерн». Про-       ка. Художественная философия фовизма.
блема кризиса культуры, основные подходы.                                 Кубизм в искусстве Западной Европы. П. Пикассо и Ф. Леже.
      Проблема периодизации истории культуры ХХ века. Струк-        Проблема изображения времени и движения в живописном произ-
тура культурного пространства ХХ века.                              ведении. Принцип симультанности (совмещение нескольких точек
                                                                    зрения на один объект в единицу времени).
      Тема 2. Авангард и культура ХХ века                                 Футуризм как явление культуры. Апология скорости и техни-
      Авангард как явление культуры ХХ в. Сложность определе-       ки. «Новый мир – новый человек» – искусство как способ построе-
ния авангарда. Культурные и интеллектуальные предпосылки фор-       ния нового мира. «Новый механицизм» и новый разум. Проблема
мирования европейского авангарда. Основные сущностные черты         социальной ангажированности искусства. «Борьба с классикой».
авангардной культуры. Авангард и раскол целостной картины мира.     Манифесты Ф.Т. Маринетти.
Авангард и процесс «секуляризации». Авангард и «социальная дей-           Основные художественные принципы и особенности изобра-
ствительность». Расширение сфер художественной деятельности –       зительного языка экспрессионизма. «Мир как загадка и тревога».
«искусство – не только искусство», «искусство как философия»,       Группа «Мост». «Синий всадник». Экспрессионизм в кино – поиски
«искусство как жизнь». Многообразие и противоречивость основ-       нового языка. «Носферату» Ф. Мурнау и «Нибелунги» Ф. Ланга.
ных тенденций художественного развития на рубеже XIX–ХХ вв.         Теория «духовности в искусстве» В. Кандинского. Переход к бес-
«Мир машин и города». Предчувствие социальных потрясений. Ос-       предметной живописи. Геометрическая абстракция.
новные концепции авангарда в гуманитарном знании ХХ века. «Де-            Дадаизм в Европе. Принципы «философии Дада». Деятель-
гуманизация искусства» Х. Ортеги-и-Гассета. Религиозный взгляд      ность и манифесты Т. Тцара. Коллажи, объекты. Скандалы как фор-
на авангард – «Умирание искусства» В.В. Вейдле. Концепция исто-     ма художественной деятельности.
рии авангарда В.С. Турчина. Оценка авангарда с позиции «класси-           Сюрреализм в западной культуре. «Манифест сюрреализма»
ки» – Х. Зедельмайер. «Авангард – не только искусство». Концеп-     А. Бретона. Новая действительность. Принцип «реальности ассоциа-
ция «авангардной личности» В.В. Руднева. Идеология и мифология      тивных форм». «Автоматическое письмо». Сюрреализм и програм-
авангарда.                                                          ма социальных действий. Творчество С. Дали. Сюрреализм в кино.
      Интеллектуальные предпосылки формирования авангардного        Л. Бунюэль. «Андалусский пес».
направления. Формирование нового образа человека в культуре.              Абсурд как проблема культуры. А. Камю. «Искусство – это не-
Критика сознания в европейской философии (Ф. Ницше, О. Шпенг-       возможное, отлитое в форму». Художественный мир абсурда. Театр
лер). Психоанализ (З. Фрейд, К.-Г. Юнг) и его значение для форми-   абсурда. Э. Ионесску.

                               31                                                                  32