История мировой культуры. Крих С.Б - 17 стр.

UptoLike

33
Развитие авангардных направлений в художественной куль-
туре Западной Европы и США 1950–1980-х гг. Поп-арт (Э. Уорхол).
Концептуализм. Видео-арт. Концептуальные объекты и инсталяции
как формы художественной деятельности. Хеппининги и перфор-
мансы.
Авангард против массовой культуры и постмодернизма. Про-
блема элитарности авангарда. «Гибель» классического авангарда.
Значение авангардного типа культуры.
Тема 3.
Тоталитарная культура
Теория тоталитаризма: достоинства и недостатки. Основные
подходы к изучению тоталитаризма (Фридрих, Бжезинский,
Х. Арендт, Э. Нольте). Признаки тоталитаризма и тоталитарной
культуры. Тоталитарная культура и культура эпохи тоталитаризма:
соотношение понятий.
Влияние Первой мировой войны на коллективные представ-
ления в западном мире. Феномен «катастрофического» сознания в
новоевропейской культуре. «Восстание масс» (Х
. Ортега-и-Гассет).
Формы массовой культуры. Рождение «авторитарной личности» и
«бегство от свободы» (Э. Фромм, М. Хоркхаймер). Переосмысле-
ние либеральных и консервативных ценностей в западном общест-
ве (М. Вебер, О. Шпенглер, А. Меллер ван ден Брук). Кризис гума-
низма.
Роль революционного романтизма и левого радикализма в
социальной культуре стран Запада
20–30-х гг. Революция и тотали-
таризм, авангард и тоталитарное государствологика взаимодей-
ствия. «Экспорт авангарда». Поэтика насилия. Формирование идео-
логий фашизма и нацизма и их распространение в коллективном
обыденном сознании.
Тоталитарная культура как вариант модернистского созна-
ния. Модернизация или архаизация? Модернизация через опору на
допросветительские социокультурные формы. Идеология и миф
в
тоталитарном обществе, неомифологизация (сверхчеловек, арий-
ский миф, всемирный заговор).
Риторика, иконография и символика политических ритуалов.
Роль и значение языка в тоталитарной культуре. Кинематограф
(Лени Рифеншталь). Художественные стили тоталитарной культу-
34
ры. Тоталитарное искусство, история формирования и поэтика. Ис-
кусство Германии, СССР, Италии, Китая.
Образ «чужого», его роль и значение в тоталитарной культу-
ре. Эмиграция и сопротивление. Кризис тоталитаризма и преодоле-
ние прошлого.
Тема 4. Массовая культура
Массовая культура как проблема. Основные подходы к изу-
чению массовой культуры в гуманитарном знании ХХ века
: от кри-
тики к анализу. Элитарная и леворадикальная критика массовой
культуры: понимание «массовой культуры» в трудах исследовате-
лей Франкфуртской школыОдномерный человек» Г. Маркузе),
«Восстание масс» Х. Ортеги-и-Гассета. Семантико-идеологический
анализ массовой культуры: «Мифологии» Р. Барта. Аналитическая
традиция изучения массовой культуры. Массовая культура в свете
социологического подхода.
Массовая
культура и научно-технический прогресс. Массовая
культура и массовые коммуникации. Массовая культура и демокра-
тизация общества. Массовая культура и повседневность. Массовая
культура и «классика». Оппозиции «массовоеэлитарное», «мас-
совоенародное». Массовая культура и коммерция. «Успех» как
фактор массовой культуры. Ценности массовой культуры.
Основные этапы генезиса массовой культуры. Концепция
К.Э.
Разлогова.
Основные формы массовой культуры.
Массовая культура и художественная литература. Детектив,
«женский роман» как жанры массовой культуры. Комиксанализ
структуры и базовых образов.
Периодические издания как явления массовой культуры.
«Глянцевые журналы». Массовая культура и порнография.
Кино и телевидение в пространстве массовой культуры. Вес-
терны, мелодрамы, боевики, «фильмы ужаса», мюзиклы, телесериа
-
лы, ток-шоу. Структурно-семантический анализ видеоклипа (Н. Са-
мутина). Кинофестивали и кинопремии. Голливуд в массовой куль-
туре ХХ века.
      Развитие авангардных направлений в художественной куль-      ры. Тоталитарное искусство, история формирования и поэтика. Ис-
туре Западной Европы и США 1950–1980-х гг. Поп-арт (Э. Уорхол).    кусство Германии, СССР, Италии, Китая.
Концептуализм. Видео-арт. Концептуальные объекты и инсталяции            Образ «чужого», его роль и значение в тоталитарной культу-
как формы художественной деятельности. Хеппининги и перфор-        ре. Эмиграция и сопротивление. Кризис тоталитаризма и преодоле-
мансы.                                                             ние прошлого.
      Авангард против массовой культуры и постмодернизма. Про-
блема элитарности авангарда. «Гибель» классического авангарда.           Тема 4. Массовая культура
Значение авангардного типа культуры.                                     Массовая культура как проблема. Основные подходы к изу-
                                                                   чению массовой культуры в гуманитарном знании ХХ века: от кри-
      Тема 3. Тоталитарная культура                                тики к анализу. Элитарная и леворадикальная критика массовой
      Теория тоталитаризма: достоинства и недостатки. Основные     культуры: понимание «массовой культуры» в трудах исследовате-
подходы к изучению тоталитаризма (Фридрих, Бжезинский,             лей Франкфуртской школы («Одномерный человек» Г. Маркузе),
Х. Арендт, Э. Нольте). Признаки тоталитаризма и тоталитарной       «Восстание масс» Х. Ортеги-и-Гассета. Семантико-идеологический
культуры. Тоталитарная культура и культура эпохи тоталитаризма:    анализ массовой культуры: «Мифологии» Р. Барта. Аналитическая
соотношение понятий.                                               традиция изучения массовой культуры. Массовая культура в свете
      Влияние Первой мировой войны на коллективные представ-       социологического подхода.
ления в западном мире. Феномен «катастрофического» сознания в            Массовая культура и научно-технический прогресс. Массовая
новоевропейской культуре. «Восстание масс» (Х. Ортега-и-Гассет).   культура и массовые коммуникации. Массовая культура и демокра-
Формы массовой культуры. Рождение «авторитарной личности» и        тизация общества. Массовая культура и повседневность. Массовая
«бегство от свободы» (Э. Фромм, М. Хоркхаймер). Переосмысле-       культура и «классика». Оппозиции «массовое – элитарное», «мас-
ние либеральных и консервативных ценностей в западном общест-      совое – народное». Массовая культура и коммерция. «Успех» как
ве (М. Вебер, О. Шпенглер, А. Меллер ван ден Брук). Кризис гума-   фактор массовой культуры. Ценности массовой культуры.
низма.                                                                   Основные этапы генезиса массовой культуры. Концепция
      Роль революционного романтизма и левого радикализма в        К.Э. Разлогова.
социальной культуре стран Запада 20–30-х гг. Революция и тотали-         Основные формы массовой культуры.
таризм, авангард и тоталитарное государство – логика взаимодей-          Массовая культура и художественная литература. Детектив,
ствия. «Экспорт авангарда». Поэтика насилия. Формирование идео-    «женский роман» как жанры массовой культуры. Комикс – анализ
логий фашизма и нацизма и их распространение в коллективном        структуры и базовых образов.
обыденном сознании.                                                      Периодические издания как явления массовой культуры.
      Тоталитарная культура как вариант модернистского созна-      «Глянцевые журналы». Массовая культура и порнография.
ния. Модернизация или архаизация? Модернизация через опору на            Кино и телевидение в пространстве массовой культуры. Вес-
допросветительские социокультурные формы. Идеология и миф в        терны, мелодрамы, боевики, «фильмы ужаса», мюзиклы, телесериа-
тоталитарном обществе, неомифологизация (сверхчеловек, арий-       лы, ток-шоу. Структурно-семантический анализ видеоклипа (Н. Са-
ский миф, всемирный заговор).                                      мутина). Кинофестивали и кинопремии. Голливуд в массовой куль-
      Риторика, иконография и символика политических ритуалов.     туре ХХ века.
Роль и значение языка в тоталитарной культуре. Кинематограф
(Лени Рифеншталь). Художественные стили тоталитарной культу-

                              33                                                                  34