История и методология естествознания. Кудрявцев С.П. - 6 стр.

UptoLike

Составители: 

и в науке о природе надо определить прежде всего то, что относится к началам". Говоря современным языком,
физика должна изучать основные закономерности (первые причины) природы и ее "элементы" (элементарные
частицы). Таким образом, физика является общей теорией природы, основанной на фундаментальных законах и
представлениях об основных элементах (частицах и полях в современной физике).
Пути познания природы у Аристотеля таковы: "Естественный путь к этому (к познанию природы) идет от
более известного и явного для нас к более явному и известному с точки зрения природы вещей..." Это высказы-
вание имеет очень глубокое значение. Люди воспринимают сначала вещи такими, какими они им представля-
ются, а не такими, какими они являются на самом деле (по природе). Путь научного познания и лежит в на-
правлении от обычного чувственного созерцания, весьма далекого от понимания истины, к более глубокому
пониманию этой природы, весьма далекому от обычных представлений "по здравому смыслу". Так, Земля
представляется плоской и неподвижной. Открытие шарообразности Земли было крупным шагом в направлении
познания "к явному по природе и менее явному для нас".
Разбирая взгляды атомистов, Аристотель критикует их воззрения, признающие пустоту и бесчисленное
множество атомов. У Аристотеля мир конечен и построен из конечного числа элементов. Понятие пустоты у
Аристотеля ведет к противоречию. Среда оказывает сопротивление движению, и тогда в пустоте движение бы-
ло бы бесконечным, что, по его мнению, невозможно. В этой связи интересно отметить, что Эйнштейн при по-
строении своей частной теории относительности взял аристотелевский принцип невозможности бесконечной
скорости и соединил его с признанием пустоты, а в качестве предельной скорости взял скорость света в вакуу-
ме (300 000 км/ч). Другим аргументом против пустоты у Аристотеля был правильный взгляд, что в ней все тела
падают с одинаковой скоростью и находились бы в бесконечном инерциальном движении. В реальных услови-
ях движение конечно и тела падают с разной скоростью. Аристотель полагает, что, чем тяжелее тело, тем быст-
рее оно падает. Это его ошибочное утверждение исправит Галилей, подтвердив отвергнутое Аристотелем ут-
верждение, что в пустоте все тела падают с одинаковой скоростью. Картина мира Аристотеля наряду с пра-
вильными мыслями содержит и неверные. Так, он считал Землю абсолютным неподвижным центром мира, и
считал небесное противоположным земному. Небесным телам у Аристотеля присуще равномерное и круговое
движение. Вселенная у него расслоена на сферы движения небесных светил и ограничена.
Аристотель внес огромный вклад в зоологию. В книге Аристотеля "История животных" он дает классифи-
кацию животного мира. В ней, в частности, он относит китообразных к разряду млекопитающих. Его класси-
фикация животного мира сохранилась в основных чертах вплоть до Линнея.
Его ученик Феофаст внес значительный вклад в ботанику. Его описание растительного мира, в частности,
в Индии не потеряло научного значения и в наше время.
1.4. Архимед
Архимед родился в 287 г. до н.э. в Сиракузах, на острове Сицилия. В отличие от своего знаменитого
предшественника Аристотеля, который был чистым теоретиком, Архимед был и большим практиком. Он был
крупным инженером своего времени, он изобрел машину для поливки полей, водоподъемный винт, разрабаты-
вал конструкции военных машин. К этому его побуждало политическое положение Сиракуз. Когда ему было 23
года, началась первая Пуническая война между Римом и Карфагеном. Во вторую Пуническую войну он погиб.
Ему тогда было 69 лет. В борьбе между Римом и Карфагеном вопрос об обладании Сицилией занимал важное
место. Сиракузы готовились к войне, и инженерный гений Архимеда сыграл при этом огромную роль.
Строительная и военная техника была тесно связана с проблемами равновесия, с развитием статики. Ар-
химед внес огромный вклад в развитие этого раздела механики. Теория рычага стала основой этой дисциплины,
а закон рычага известен каждому школьнику. Большой вклад внес Архимед в гидростатику. Закон Архимеда
изучается и в наше время.
В астрономии Архимед впервые сопоставляет две системы мирагеоцентрическую и гелиоцентрическую,
разработанную Аристархом Самосским. Это сопоставление приводит Архимеда к мысли о конечности Вселен-
ной и огромных ее размерах. Он приступает к подсчету частиц во Вселенной и доводит этот подсчет до числа,
выражающегося в современных обозначениях числом 10
63
.
2. ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Процесс распада римского государства под влиянием внешних и внутренних сил в V в. нашей эры привел
к смене рабовладельческого строя на феодализм. Переход к нему сопровождается глубокими потрясениями в
хозяйственной и культурной жизни: замирает торговля, замедляется развитие науки.
На Востоке, в Китае и Индии этот переход произошел раньше, чем на Западе, поэтому эти страны опере-
жали западные страны и в экономическом отношении, и в развитии науки. В начале VII в. на Аравийском полу-
острове создалось сильное воинственное государство. Арабы сыграли в истории естествознания важную роль.
Они были связующим звеном между восточной и западной культурой, античной и средневековой наукой.
Знаменитый ученый древнего Востока хорезмиец аль-Хорезми (ок. 780 – 850) был автором арифметики и
трактата по алгебре. В его алгебраическом трактате решаются линейные и квадратные уравнения. Европейцы
познакомились из его арифметики с индийской позиционной системой чисел и употреблением нуля, арабскими
цифрами, арифметическими действиями с целыми числами и дробями. Труды Аристотеля и Птолемея пришли в
Европу в арабских переводах.