Культурология. Куляскина И.Ю - 45 стр.

UptoLike

Амурский Государственный Университет 45
Неустойчивость далеко не во всех случаях оборачивается "злом". Она
может выступать и в качестве условия динамического развития, поскольку
только неустойчивая, неравновесная система оказывается способна к спон-
танной самоорганизации и развитию. Можно даже сказать, что равновесность
и устойчивость - это своего рода тупики эволюции. Таким образом, развитие
и есть неустойчивость, так как оно возможно только через нестабильность,
случайность, бифуркацию. Устойчивость мира и культуры относительна, она
возможна лишь на отдельных (даже длительных) стадиях и до определенной
степени. Достигая своего предельно развитого состояния, сложные системы
обретают тенденцию к распаду. Возникновение нового неразрывно связано с
хаосом, неустойчивостью и случайностью. Любая устойчивость рано или
поздно оборачивается нестабильностью. Стадии в озникновения и распада,
равновесности и неустойчивости сменяют друг друга. Когда диссипативные
процессы слабее работы источника, система входит в режим самоструктури-
рования, который держит хаос в определенной форме. Но поскольку разви-
тые структуры весьма чувствительны к хаотическим флуктуациям на микро-
уровне, то они неизбежно в конце концов начинают распадаться.
Синергетика дает принципиально новое понимание хаотических процес-
сов, характерных для всех сфер социокультурной жизни, как неявной потен-
циальной упорядоченности, способности к самоорганизации. Эти тенденции
реализуются в непредсказуемых заранее точках бифуркации, проходя через
которые культура резко меняет режим движения.
Тема 5-6. Типологии культур
План.
1. Типология как метод научного познания. Основные типологии культур.
2. Историческая типология культуры. Основные этапы мирового культурно-
исторического процесса.
Амурский Государственный Университет                                    45
    Неустойчивость далеко не во всех случаях оборачивается "злом". Она
может выступать и в качестве условия динамического развития, поскольку
только неустойчивая, неравновесная система оказывается способна к спон-
танной самоорганизации и развитию. Можно даже сказать, что равновесность
и устойчивость - это своего рода тупики эволюции. Таким образом, развитие
и есть неустойчивость, так как оно возможно только через нестабильность,
случайность, бифуркацию. Устойчивость мира и культуры относительна, она
возможна лишь на отдельных (даже длительных) стадиях и до определенной
степени. Достигая своего предельно развитого состояния, сложные системы
обретают тенденцию к распаду. Возникновение нового неразрывно связано с
хаосом, неустойчивостью и случайностью. Любая устойчивость рано или
поздно оборачивается нестабильностью. Стадии возникновения и распада,
равновесности и неустойчивости сменяют друг друга. Когда диссипативные
процессы слабее работы источника, система входит в режим самоструктури-
рования, который держит хаос в определенной форме. Но поскольку разви-
тые структуры весьма чувствительны к хаотическим флуктуациям на микро-
уровне, то они неизбежно в конце концов начинают распадаться.
    Синергетика дает принципиально новое понимание хаотических процес-
сов, характерных для всех сфер социокультурной жизни, как неявной потен-
циальной упорядоченности, способности к самоорганизации. Эти тенденции
реализуются в непредсказуемых заранее точках бифуркации, проходя через
которые культура резко меняет режим движения.




Тема 5-6. Типологии культур
План.
1. Типология как метод научного познания. Основные типологии культур.
2. Историческая типология культуры. Основные этапы мирового культурно-
исторического процесса.