ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
создавали новые технические конструкции: в 1897 г. по проекту В.Г. Шухова был построен самый большой на
то время нефтепровод (1897), в 1899 г. был построен по проекту С.О. Макарова первый в мире ледокол
«Ермак», в 1911 г. Г.Е Котельников изобрёл ранцевый парашют, в 1913 году И.И. Сикорский построил первый
в мире
многомоторный самолёт «Русский витязь», затем «Илья Муромец».
Вообще развитие хозяйственной культуры, техники, научной культуры в это время отличалось
завидным динамизмом. Столыпинская реформа резко повысила спрос на сельскохозяйственную технику и
помогла увеличить экспорт сельхозпродуктов, энерговооружённость одного промышленного рабочего была
выше, чем в Германии. К началу первой мировой войны (1914) Россия уверенно наращивала свой
потенциал во
всех сферах культуры, не исключая политической и правовой.
Заметную роль в развитии русской культуры в конце XIX — начале ХХ веков играла философская
культура. Во-первых, достаточно влиятельна была философия народничества (Лавров, Михайловский,
Бакунин и др.); во-вторых, формировался и распространял свои идеи ленинизм — российский вариант
марксизма, превратившийся на стыке
веков в большевизм и на восемьдесят с лишним лет определивший судьбу
России. Наряду с этим Г. Шпет работал в русле феноменологии, Н. Бердяев и Л. Шестов — религиозного
экзистенциализма. В. Соловьёв разработал философию всеединства, религиозную философскую систему,
которая во многом определила направления философских поисков С.Н. и Е.Н. Трубецких, Д. Мережковского
,
С. Булгакова, В. Розанова и др. Учение В.С. Соловьёва оказало также сильное влияние на русское искусство.
Его идеи легли в основу одного из самых заметных стилей русской художественной культуры конца XIX —
начала XX вв. — символизма.
Самые впечатляющие достижения этого периода связаны с художественной культурой. В российской
литературе по истории искусства принято
называть конец XIX — начало ХХ века «серебряным веком», имея в
виду, что «золотым веком» считаются первые три четверти XIX века. В литературе продолжались
реалистические традиции «золотого века»: Л.Н. Толстой («Воскресение», 1889-99; «Хаджи-Мурат», 1896-1904;
«Живой труп», 1900), А.П. Чехов (1860-1904), И.А. Бунин (1870-1953), А.И. Куприн (1870-1953).
Появился неоромантизм, самым ярким представителем которого
был А.М. Горький (1868-1936, «Макар
Чудра», «Челкаш» и др.)
Одновременно сказывалось влияние модернизма, сложившегося к этому времени на Западе. В русской
литературе это осуществилось в форме символизма. Символизм стремился к духовной свободе, выражал
недоверие общепринятым культурным ценностям. Символисты поставили себе задачу с помощью искусства
изменить к лучшему, внести гармонию
в общество и в человека. Для этого должно было измениться прежде
всего само искусство, слившись с философией и религией. Оно было призвано выразить некую реальность,
которая скрывается за пределами чувственного восприятия человека, — идеальную сущность мира, его
«нетленную красоту». Это можно было сделать, думали символисты, при помощи символов. Символистами
считали
себя Константин Бальмонт (1867-1942), Дмитрий Мережковский (1865-1941), Зинаида Гиппиус (1869-
1945), Федор Сологуб (1862-1927), Андрей Белый (1886-1954), Валерий Брюсов (1873-1924), Иннокентий
Анненский (1855-1909), Александр Блок (1880-1921). В произведениях русских символистов часто звучали
темы усталости, утомленности, апатии, пассивности, безволия. Многие из них приняли большевистский
переворот как необходимый шаг в истории культуры и страны в целом.
В тот же
период начался творческий путь поэтов С. Есенина и В. Маяковского, М. Цветаевой, Л.
Гумилёва и А. Ахматовой, О. Мандельштама, В. Хлебникова, Б. Пастернака и других.
В 1898 году в Москве был основан К.С. Станиславским (1863-1938) и В. И. Немировичем-Данченко
(1958-1943) Художественный театр (ныне МХАТ), где разрабатывались новые принципы театрального
искусства.
Ученик Станиславского Е.Б. Вахтангов (1883-1922) создавал радостные, зрелищные спектакли:
«Чудо святого Антония» М. Метерлинка, «Принцесса Турандот» К. Гоцци и др. Работали великие
драматические актрисы М. Ермолова и В. Комиссаржевская. Успешно развивался музыкальный театр: в
петербургском Мариинском и московском Большом театрах, в частных операх С.И. Мамонтова и С.И.
Зимина в
Москве пели представители русской вокальной школы, солисты мирового класса Ф.И. Шаляпин (1873-1938),
Л.В. Собинов (1872-1934), Н.В. Нежданова (1873-1950). В балете работал хореограф М.М. Фокин (1880-1942),
балерина А.П. Павлова (1881-1931).
Начали создавать свою музыку С.В. Рахманинов, А.Н. Скрябин, И.Ф. Стравинский, декларировавшие
интерес к философско-этическим проблемам.
В
архитектуре благодаря начавшемуся применению железобетона и металлоконструкций стали
появляться здания в стиле модерн. В Москве в этом стиле работал архитектор Федор Шехтель (1859-1926),
создавший проекты особняков Рябушинского (сейчас музей А.М. Горького) и Морозова (приемная МИД
России), здания Московского Художественного театра (Камергерский пер.), здание театра им. Маяковского,
здание Ярославского вокзала и
т.д.
Интереснейшие перемены происходили в изобразительных искусствах. Русские живописцы
«серебряного века» В.В. Кандинский (1866-1944) и К.С. Малевич (1878-1935) вошли в число мировых
основоположников абстрактной живописи. Свой оригинальный модернистский стиль «лучизм» создали М.
Ларионов и Н. Гончарова. Традиции древнерусской иконописи просматривались в живописи К.С. Петрова-
Водкина («
Купание красного коня», 1912).
Большое влияние на развитие русской художественной культуры оказало объединение «Мир
искусства», издававшее в 1898-1904 годах одноименный журнал. Создателями и лидерами объединения были
талантливый организатор, импрессарио и предприниматель С. Дягилев (он редактировал журнал) и художник
А. Бенуа. В движении участвовали художники Л. С. Бакст, М. В. Добужинский, Е. Е.
Лансере, А. П.
Остроумова-Лебедева, М. Врубель, К. А. Сомов, К. Коровин, Е. Лансере, В. Серов и другие. «Мирискусники»
создавали новые технические конструкции: в 1897 г. по проекту В.Г. Шухова был построен самый большой на то время нефтепровод (1897), в 1899 г. был построен по проекту С.О. Макарова первый в мире ледокол «Ермак», в 1911 г. Г.Е Котельников изобрёл ранцевый парашют, в 1913 году И.И. Сикорский построил первый в мире многомоторный самолёт «Русский витязь», затем «Илья Муромец». Вообще развитие хозяйственной культуры, техники, научной культуры в это время отличалось завидным динамизмом. Столыпинская реформа резко повысила спрос на сельскохозяйственную технику и помогла увеличить экспорт сельхозпродуктов, энерговооружённость одного промышленного рабочего была выше, чем в Германии. К началу первой мировой войны (1914) Россия уверенно наращивала свой потенциал во всех сферах культуры, не исключая политической и правовой. Заметную роль в развитии русской культуры в конце XIX начале ХХ веков играла философская культура. Во-первых, достаточно влиятельна была философия народничества (Лавров, Михайловский, Бакунин и др.); во-вторых, формировался и распространял свои идеи ленинизм российский вариант марксизма, превратившийся на стыке веков в большевизм и на восемьдесят с лишним лет определивший судьбу России. Наряду с этим Г. Шпет работал в русле феноменологии, Н. Бердяев и Л. Шестов религиозного экзистенциализма. В. Соловьёв разработал философию всеединства, религиозную философскую систему, которая во многом определила направления философских поисков С.Н. и Е.Н. Трубецких, Д. Мережковского, С. Булгакова, В. Розанова и др. Учение В.С. Соловьёва оказало также сильное влияние на русское искусство. Его идеи легли в основу одного из самых заметных стилей русской художественной культуры конца XIX начала XX вв. символизма. Самые впечатляющие достижения этого периода связаны с художественной культурой. В российской литературе по истории искусства принято называть конец XIX начало ХХ века «серебряным веком», имея в виду, что «золотым веком» считаются первые три четверти XIX века. В литературе продолжались реалистические традиции «золотого века»: Л.Н. Толстой («Воскресение», 1889-99; «Хаджи-Мурат», 1896-1904; «Живой труп», 1900), А.П. Чехов (1860-1904), И.А. Бунин (1870-1953), А.И. Куприн (1870-1953). Появился неоромантизм, самым ярким представителем которого был А.М. Горький (1868-1936, «Макар Чудра», «Челкаш» и др.) Одновременно сказывалось влияние модернизма, сложившегося к этому времени на Западе. В русской литературе это осуществилось в форме символизма. Символизм стремился к духовной свободе, выражал недоверие общепринятым культурным ценностям. Символисты поставили себе задачу с помощью искусства изменить к лучшему, внести гармонию в общество и в человека. Для этого должно было измениться прежде всего само искусство, слившись с философией и религией. Оно было призвано выразить некую реальность, которая скрывается за пределами чувственного восприятия человека, идеальную сущность мира, его «нетленную красоту». Это можно было сделать, думали символисты, при помощи символов. Символистами считали себя Константин Бальмонт (1867-1942), Дмитрий Мережковский (1865-1941), Зинаида Гиппиус (1869- 1945), Федор Сологуб (1862-1927), Андрей Белый (1886-1954), Валерий Брюсов (1873-1924), Иннокентий Анненский (1855-1909), Александр Блок (1880-1921). В произведениях русских символистов часто звучали темы усталости, утомленности, апатии, пассивности, безволия. Многие из них приняли большевистский переворот как необходимый шаг в истории культуры и страны в целом. В тот же период начался творческий путь поэтов С. Есенина и В. Маяковского, М. Цветаевой, Л. Гумилёва и А. Ахматовой, О. Мандельштама, В. Хлебникова, Б. Пастернака и других. В 1898 году в Москве был основан К.С. Станиславским (1863-1938) и В. И. Немировичем-Данченко (1958-1943) Художественный театр (ныне МХАТ), где разрабатывались новые принципы театрального искусства. Ученик Станиславского Е.Б. Вахтангов (1883-1922) создавал радостные, зрелищные спектакли: «Чудо святого Антония» М. Метерлинка, «Принцесса Турандот» К. Гоцци и др. Работали великие драматические актрисы М. Ермолова и В. Комиссаржевская. Успешно развивался музыкальный театр: в петербургском Мариинском и московском Большом театрах, в частных операх С.И. Мамонтова и С.И. Зимина в Москве пели представители русской вокальной школы, солисты мирового класса Ф.И. Шаляпин (1873-1938), Л.В. Собинов (1872-1934), Н.В. Нежданова (1873-1950). В балете работал хореограф М.М. Фокин (1880-1942), балерина А.П. Павлова (1881-1931). Начали создавать свою музыку С.В. Рахманинов, А.Н. Скрябин, И.Ф. Стравинский, декларировавшие интерес к философско-этическим проблемам. В архитектуре благодаря начавшемуся применению железобетона и металлоконструкций стали появляться здания в стиле модерн. В Москве в этом стиле работал архитектор Федор Шехтель (1859-1926), создавший проекты особняков Рябушинского (сейчас музей А.М. Горького) и Морозова (приемная МИД России), здания Московского Художественного театра (Камергерский пер.), здание театра им. Маяковского, здание Ярославского вокзала и т.д. Интереснейшие перемены происходили в изобразительных искусствах. Русские живописцы «серебряного века» В.В. Кандинский (1866-1944) и К.С. Малевич (1878-1935) вошли в число мировых основоположников абстрактной живописи. Свой оригинальный модернистский стиль «лучизм» создали М. Ларионов и Н. Гончарова. Традиции древнерусской иконописи просматривались в живописи К.С. Петрова- Водкина («Купание красного коня», 1912). Большое влияние на развитие русской художественной культуры оказало объединение «Мир искусства», издававшее в 1898-1904 годах одноименный журнал. Создателями и лидерами объединения были талантливый организатор, импрессарио и предприниматель С. Дягилев (он редактировал журнал) и художник А. Бенуа. В движении участвовали художники Л. С. Бакст, М. В. Добужинский, Е. Е. Лансере, А. П. Остроумова-Лебедева, М. Врубель, К. А. Сомов, К. Коровин, Е. Лансере, В. Серов и другие. «Мирискусники»
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 131
- 132
- 133
- 134
- 135
- …
- следующая ›
- последняя »