Культурология. Лалетин Д.А. - 135 стр.

UptoLike

Составители: 

Глава 3. КУЛЬТУРА СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА РАЗВИТИЯ РОССИИ
Мощный взлёт российской культуры конца XIXначала ХХ вв. был приостановлен начавшейся
первой мировой войной, а затем деформирован вооружённым переворотом 25 октября (7 ноября по новому
стилю) 1917 года. Власть в России захватила небольшая и не слишком до того влиятельная партия РСДРП/б
(большевиков) во главе с политическим лидером В.И. Лениным (подлинная фамилия
Ульянов).
Ключевыми стали события в сфере политической культуры. Ещё с 1905 года здесь наметились
демократические тенденции, были созваны четыре Государственных Думы, а в феврале 1917 года рухнуло
самодержавие. Однако широкие массы народа не были готовы к быстрой демократизации. Буржуазный уклад и
культура в стране почти отсутствовали. В 1897 году грамотность населения составляла всего 21 %,
причём
крестьяне, составлявшие основную часть населения, были неграмотны в массе; рабочие в большинстве
сохраняли крестьянский общинный менталитет. Поэтому захват власти большевикамиВеликая Октябрьская
социалистическая революция», как это стали именовать официально в СССР) поначалу не встретил достойного
сопротивления.
В течение гражданской войны верхушка партии большевиков на практике опробовала принципы
жёсткого централизованного управления
, попытавшись даже установить утопический строй «военного
коммунизма». После восстановления хозяйственной культуры с помощью «новой экономической политики»
(НЭП) и официального запрещения в 1929 году рыночных принципов политический режим в СССР стал
полностью тоталитарным. Был создан механизм жёсткого централизованного «планового» управления
экономикой; на высшем уровне решения принимались только политическим руководством большевистской
партии (ВКП
(б), Всесоюзная коммунистическая партия большевиков, затем переименована в КПСС). Все
политические партии, кроме ВКП(б)-КПСС, были запрещены. Развитие всех специализированных сфер
культуры в СССР с этого времени шло под постоянным жёстким контролем политического, идеологического
аппаратаЦентрального Комитета партии (ЦК). Правители, которые считали себя материалистами,
преобразовывали все сферы жизни, в
том числе материальную, сообразно своим идеям.
Руководство большевистской партии ставило перед страной сначала цель быстрого построения
коммунистического общества во всём мире с помощью военной силы. Когда после подавления
социалистических восстаний в Европе и поражения СССР в войне с Польшей стала очевидной невыполнимость
этой задачи, стали говорить о построении социализма и коммунизма
в одной отдельно взятой стране (в СССР).
Для этого необходимо было предварительно выполнить ряд задач, которые в странах Западной Европы были
решены буржуазными революциями: ликвидация неграмотности, повышение уровня образования населения
культурная революция», как говорилось в документах партии большевиков), создание современной
промышленности.
Ликвидация неграмотности шла очень быстрыми темпами. Была создана новая
система школьного
образования и преобразовано высшее образование. Большевики вынуждены были отказаться от классового
подхода и с 30-х годов разрешили принимать в вузы всю молодёжь, независимо от классового происхождения,
сделав главным критерием всё же подготовленность и способности поступающих.
В правовой культуре всё было подчинено марксистско-ленинской идеологии, выраженной в
«классовом подходе
». Было заявлено, что «социалистическая демократия» противоположна «буржуазной», а
гуманизм объявлен пропагандистским приёмом буржуазной идеологии. Государство было поставлено
неизмеримо выше гражданина, всё коллективное (общественное) выше индивидуального. Был отброшен как
«буржуазный» принцип презумпции невиновности. Была принята самая демократическая в мире Конституция,
создавались новые законы, демократические по форме. Эти законы, начиная с Конституции
, прикрывали
глобальный диктат руководства правящей партии, не исполнялись. Поэтому выборы превратились в фикцию,
проводились массовые и локальные репрессии, борьба с инакомыслием. Диссидентов часто объявляли
душевнобольными и годами держали в психиатрических лечебницах, подвергая принудительным «лечебным»
процедурам.
В религиозной культуре был взят курс на уничтожение традиционной религиозной жизни. После 1917
года по указаниям
Ленина русская православная церковь подверглась разрушительному гонению. Были
расстреляны или сосланы в лагеря НКВД десятки тысяч священников, храмы по всей стране закрывались,
верующие под страхом репрессий были поставлены перед необходимостью отрекаться от религии или скрывать
свою религиозность. Только в ходе Великой Отечественной войны Сталин, который был фактически
диктатором, начал использовать возможности
Русской православной церкви как инструмента влияния на
верующую часть населения, опять же поставив церковь под полный контроль партийного руководства. Почти
все иерархи церкви были «по совместительству» сотрудниками МВД-КГБ. Громадные средства расходовались
на антирелигиозную пропаганду, в вузах и школах читался предмет «Научный атеизм», был создан научно-
исследовательский Институт научного атеизма.
В дни православных праздников милиция не пускала в храмы
молодёжь. Член КПСС, окрестивший ребёнка или отпевший умершего близкого человека по православному
(или иному религиозному) обряду, по меньшей мере увольнялся с работы. При этом марксизм-ленинизм сам
приобрёл все основные черты религии, начиная с запрета на любые сомнения в истинности его
главных
положений, ставших на деле догматами.
В научной культуре большевики начали развивать в первую очередь те направления, которые были
необходимы для роста военного потенциала страны. Ещё в 20-е годы были созданы новые научно-
Глава 3. КУЛЬТУРА СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА РАЗВИТИЯ РОССИИ
        Мощный взлёт российской культуры конца XIX — начала ХХ вв. был приостановлен начавшейся
первой мировой войной, а затем деформирован вооружённым переворотом 25 октября (7 ноября по новому
стилю) 1917 года. Власть в России захватила небольшая и не слишком до того влиятельная партия РСДРП/б
(большевиков) во главе с политическим лидером В.И. Лениным (подлинная фамилия — Ульянов).
        Ключевыми стали события в сфере политической культуры. Ещё с 1905 года здесь наметились
демократические тенденции, были созваны четыре Государственных Думы, а в феврале 1917 года рухнуло
самодержавие. Однако широкие массы народа не были готовы к быстрой демократизации. Буржуазный уклад и
культура в стране почти отсутствовали. В 1897 году грамотность населения составляла всего 21 %, причём
крестьяне, составлявшие основную часть населения, были неграмотны в массе; рабочие в большинстве
сохраняли крестьянский общинный менталитет. Поэтому захват власти большевиками («Великая Октябрьская
социалистическая революция», как это стали именовать официально в СССР) поначалу не встретил достойного
сопротивления.
        В течение гражданской войны верхушка партии большевиков на практике опробовала принципы
жёсткого централизованного управления, попытавшись даже установить утопический строй «военного
коммунизма». После восстановления хозяйственной культуры с помощью «новой экономической политики»
(НЭП) и официального запрещения в 1929 году рыночных принципов политический режим в СССР стал
полностью тоталитарным. Был создан механизм жёсткого централизованного «планового» управления
экономикой; на высшем уровне решения принимались только политическим руководством большевистской
партии (ВКП(б), Всесоюзная коммунистическая партия большевиков, затем переименована в КПСС). Все
политические партии, кроме ВКП(б)-КПСС, были запрещены. Развитие всех специализированных сфер
культуры в СССР с этого времени шло под постоянным жёстким контролем политического, идеологического
аппарата — Центрального Комитета партии (ЦК). Правители, которые считали себя материалистами,
преобразовывали все сферы жизни, в том числе материальную, сообразно своим идеям.
        Руководство большевистской партии ставило перед страной сначала цель быстрого построения
коммунистического общества во всём мире с помощью военной силы. Когда после подавления
социалистических восстаний в Европе и поражения СССР в войне с Польшей стала очевидной невыполнимость
этой задачи, стали говорить о построении социализма и коммунизма в одной отдельно взятой стране (в СССР).
Для этого необходимо было предварительно выполнить ряд задач, которые в странах Западной Европы были
решены буржуазными революциями: ликвидация неграмотности, повышение уровня образования населения
(«культурная революция», как говорилось в документах партии большевиков), создание современной
промышленности.
        Ликвидация неграмотности шла очень быстрыми темпами. Была создана новая система школьного
образования и преобразовано высшее образование. Большевики вынуждены были отказаться от классового
подхода и с 30-х годов разрешили принимать в вузы всю молодёжь, независимо от классового происхождения,
сделав главным критерием всё же подготовленность и способности поступающих.
        В правовой культуре всё было подчинено марксистско-ленинской идеологии, выраженной в
«классовом подходе». Было заявлено, что «социалистическая демократия» противоположна «буржуазной», а
гуманизм объявлен пропагандистским приёмом буржуазной идеологии. Государство было поставлено
неизмеримо выше гражданина, всё коллективное (общественное) выше индивидуального. Был отброшен как
«буржуазный» принцип презумпции невиновности. Была принята самая демократическая в мире Конституция,
создавались новые законы, демократические по форме. Эти законы, начиная с Конституции, прикрывали
глобальный диктат руководства правящей партии, не исполнялись. Поэтому выборы превратились в фикцию,
проводились массовые и локальные репрессии, борьба с инакомыслием. Диссидентов часто объявляли
душевнобольными и годами держали в психиатрических лечебницах, подвергая принудительным «лечебным»
процедурам.
        В религиозной культуре был взят курс на уничтожение традиционной религиозной жизни. После 1917
года по указаниям Ленина русская православная церковь подверглась разрушительному гонению. Были
расстреляны или сосланы в лагеря НКВД десятки тысяч священников, храмы по всей стране закрывались,
верующие под страхом репрессий были поставлены перед необходимостью отрекаться от религии или скрывать
свою религиозность. Только в ходе Великой Отечественной войны Сталин, который был фактически
диктатором, начал использовать возможности Русской православной церкви как инструмента влияния на
верующую часть населения, опять же поставив церковь под полный контроль партийного руководства. Почти
все иерархи церкви были «по совместительству» сотрудниками МВД-КГБ. Громадные средства расходовались
на антирелигиозную пропаганду, в вузах и школах читался предмет «Научный атеизм», был создан научно-
исследовательский Институт научного атеизма. В дни православных праздников милиция не пускала в храмы
молодёжь. Член КПСС, окрестивший ребёнка или отпевший умершего близкого человека по православному
(или иному религиозному) обряду, по меньшей мере увольнялся с работы. При этом марксизм-ленинизм сам
приобрёл все основные черты религии, начиная с запрета на любые сомнения в истинности его главных
положений, ставших на деле догматами.
        В научной культуре большевики начали развивать в первую очередь те направления, которые были
необходимы для роста военного потенциала страны. Ещё в 20-е годы были созданы новые научно-